Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 2
Среди ювелирных изделий известных художников ХХ века вы найдете пять произведений Пабло Пикассо. Все они изготовлены Франсуа Гюго из золота высокой пробы ограниченным выпуском. Вот одно из них:
Но мы хотим поведать вам историю украшений, которые Пикассо сделал намного раньше, в 1930-х годах, для своей возлюбленной Доры Маар. Они были созданы за тридцать лет до сотрудничества Пикассо с Гюго. Маар никому не показывала эти украшения. Удивительный тайник обнаружили только после ее смерти в 1997 году.
Возможно, вы помните бурю в СМИ вокруг аукциона, последовавшего за ее смертью. Когда оценщики приехали в квартиру Маар в Париже, они обнаружили виртуальный музей Пикассо: почти 60 рисунков, 10 картин художника, стоимость которых оценивалась миллионами. Кроме того, нашли несколько их совместных фотографий, сделанных Маар, а также снимки Пикассо с его работами и их знаменитыми друзьями и множество сувениров.
Среди всех этих сокровищ было несколько брошей, колец и резных амулетов, которые Пикассо сделал для Маар во время их бурного военного романа. «Украшения и сувениры были повсюду: под кроватями, в старых коробках из-под обуви. Она очень рьяно хранила эти предметы как памятник Пикассо», – сказал тогда Марк Блондо. Блондо был директором-основателем Sotheby’s Paris и помогал каталогизировать предметы в квартире Маар на улице Савойя, где она жила во время и после связи с Пикассо.
Продажа имущества Маар привела в неистовство Париж, привлекая людей со всего мира. Улицы были забиты машинами. Около 20 000 человек пришли в Maison de la Chime, где проводился аукцион. Большинство людей просто хотели взглянуть на уникальные предметы, многие из которых никогда не выставлялись на всеобщее обозрение и, скорее всего, исчезнут в частных коллекциях.
Вряд ли кто-нибудь догадывался о масштабах этой сокровищницы, хотя портреты и большая часть памятных вещей, вероятно, находились в доме Маар с тех пор, как она и Пикассо были парой, с 1936 по 1942 год. Отношения Пикассо трудно датировать, поскольку он был известен тем, что поддерживал связь с двумя женщинами одновременно.
Во время своего романа с Маар, например, он был связан с Мари-Терез Вальтер. Она родила ему дочь за несколько лет до того, как он встретил Маар. Хотя Маар и Вальтер редко пересекались, они часто появлялись вместе в искусстве Пикассо.
Среди сувениров были брошь, четыре подвески и часы-кольцо – предварительно сделанные украшения, в которые Пикассо вставил миниатюрные портреты, в основном Доры Маар. Даже эксперты в области модернистских украшений не знали, что Пикассо делал украшения задолго до своего коммерческого сотрудничества с дизайнером ювелирных изделий Франсуа Гюго в конце 50-х и 60-х годах.
Среди поклонников Пикассо Дора Маар наиболее известна как измученный персонаж серии портретов «Плачущая женщина», версия которых появляется в его шедевре «Герника». Как и следовало ожидать, буря в СМИ, вызванная аукционом, коснулась крошечных объектов и сосредоточилась на полномасштабных работах, таких как «Плачущая женщина» и «Дора Маар с зелеными ногтями». Эти работы и другие увлекательные изображения Маар ушли по цене, которая исчислялась миллионами.
Большим сюрпризом на распродаже стали не картины, а мелкие предметы: сувениры, такие как открытки, рисунки на салфетках, животные, сделанные из оловянных крышек от бутылок, и особенно украшения и амулеты, которые во многих случаях были самым сокровенным выражением привязанности Пикассо. Все украшения ушли по цене в несколько раз выше предварительных оценок.
На аукционе часы из хромированного металла с латунной пластиной, на которой выгравирован портрет Маар, были проданы примерно за 63 000 долларов, что в 19 раз больше их оценочной стоимости в 3300 долларов. Кольцо с портретом в металлической рамке с цветочным орнаментом, оцененное примерно в 16 500 долларов, было продано почти за 108 000 долларов. Овальная брошь с портретом Маар цветным карандашом стоила почти 70 тысяч долларов. Неплохо для быстрых набросков, установленных в готовых украшениях.
«Сентиментальная ценность была причиной роста цен», – сказал ювелирный эксперт Филипп Серре, оценивавший ювелирные изделия на аукционе. Он настаивает: оценки не были заниженными. Просто ранее не было прецедентов, когда Пикассо делал сувениры для любовниц.
Лицо Маар с ее яркими темными глазами, царственным носом и округлым подбородком художник одержимо рисовал, когда начал искажать изображения – создавать стиль, который теперь считается его визитной карточкой. Ее лицо появлялось снова и снова в течение плодотворных военных лет, и по мере развития романа оно выглядело все более измученным. «Дора всегда была для меня плачущей женщиной, – говорит Пикассо в книге Пьера Кабана 1977 года Pablo Picasso: His Life and times. – В течение многих лет я рисовал ее измученной, но не из садизма или удовольствия… Это была глубокая реальность Доры».
Большинство украшений, сделанных Пикассо для Маар, представляют собой миниатюрные версии этого искаженного портрета, в основном нарисованные цветным карандашом и вставленные в металлические броши и кольца. Пикассо не создавал ювелирные изделия, просто вставлял свои рисунки в существующие украшения, которые были сделаны из разных металлов: от золота и эмали до стали с имитацией марказита.
Источники информационного материала и иллюстраций:
- https://thejewelryloupe.com/jewelry-by-pablo-picasso-the-secret-stash-of-dora-maar/
- https://thejewelryloupe.com/jewelry-by-picasso-the-secret-stash-of-dora-maar-part-2/
- https://thejewelryloupe.com/jewelry-by-picasso-the-secret-stash-of-dora-maar-part-3/
- https://thejewelryloupe.com/picassos-dora-maar-portrait-ring-goes-on-the-block/