Ювелирное дело

Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 1

Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 2

Среди ювелирных изделий известных художников ХХ века вы найдете пять произведений Пабло Пикассо. Все они изготовлены Франсуа Гюго из золота высокой пробы ограниченным выпуском. Вот одно из них:

Брошь Le Grand Faune из золота 23 карата создана Франсуа Гюго по дизайну Пабло Пикассо, 1973 год (частное собрание Дайан Венет)

Но мы хотим поведать вам историю украшений, которые Пикассо сделал намного раньше, в 1930-х годах, для своей возлюбленной Доры Маар. Они были созданы за тридцать лет до сотрудничества Пикассо с Гюго. Маар никому не показывала эти украшения. Удивительный тайник обнаружили только после ее смерти в 1997 году.

Ади, Мари Каттоли, ее муж, Ман Рэй, Пикассо и Дора Маар. Сфотографированы Ман Рэем на юге Франции, 1937 год

Возможно, вы помните бурю в СМИ вокруг аукциона, последовавшего за ее смертью. Когда оценщики приехали в квартиру Маар в Париже, они обнаружили виртуальный музей Пикассо: почти 60 рисунков, 10 картин художника, стоимость которых оценивалась миллионами. Кроме того, нашли несколько их совместных фотографий, сделанных Маар, а также снимки Пикассо с его работами и их знаменитыми друзьями и множество сувениров.

Рисунок Пикассо тушью и цветным карандашом
в подвеске в виде рамки для Доры Маар,
около 1936–1939 годов

Среди всех этих сокровищ было несколько брошей, колец и резных амулетов, которые Пикассо сделал для Маар во время их бурного военного романа. «Украшения и сувениры были повсюду: под кроватями, в старых коробках из-под обуви. Она очень рьяно хранила эти предметы как памятник Пикассо», – сказал тогда Марк Блондо. Блондо был директором-основателем Sotheby’s Paris и помогал каталогизировать предметы в квартире Маар на улице Савойя, где она жила во время и после связи с Пикассо.

Продажа имущества Маар привела в неистовство Париж, привлекая людей со всего мира. Улицы были забиты машинами. Около 20 000 человек пришли в Maison de la Chime, где проводился аукцион. Большинство людей просто хотели взглянуть на уникальные предметы, многие из которых никогда не выставлялись на всеобщее обозрение и, скорее всего, исчезнут в частных коллекциях.

Вряд ли кто-нибудь догадывался о масштабах этой сокровищницы, хотя портреты и большая часть памятных вещей, вероятно, находились в доме Маар с тех пор, как она и Пикассо были парой, с 1936 по 1942 год. Отношения Пикассо трудно датировать, поскольку он был известен тем, что поддерживал связь с двумя женщинами одновременно.

Во время своего романа с Маар, например, он был связан с Мари-Терез Вальтер. Она родила ему дочь за несколько лет до того, как он встретил Маар. Хотя Маар и Вальтер редко пересекались, они часто появлялись вместе в искусстве Пикассо.

Портрет Доры Маар, выгравированный на латунной пластине часов Juvénia, вставленных в хромированное металлическое кольцо, около 1936–1939 годов

Среди сувениров были брошь, четыре подвески и часы-кольцо – предварительно сделанные украшения, в которые Пикассо вставил миниатюрные портреты, в основном Доры Маар. Даже эксперты в области модернистских украшений не знали, что Пикассо делал украшения задолго до своего коммерческого сотрудничества с дизайнером ювелирных изделий Франсуа Гюго в конце 50-х и 60-х годах.

«Многие гениальные художники делали украшения для близких. Они не были особенно интересны как ювелирные изделия, но имели историческую ценность, – сказал Тони Гринбаум, эксперт по модернистским украшениям. – Но сам факт того, что Пикассо сделал их и сделал их для Доры Маар, очень волнует, независимо от того, что эти украшения представляют собой стилистически и эстетически. Любое подобное этому открытие – переломное событие».

Среди поклонников Пикассо Дора Маар наиболее известна как измученный персонаж серии портретов «Плачущая женщина», версия которых появляется в его шедевре «Герника». Как и следовало ожидать, буря в СМИ, вызванная аукционом, коснулась крошечных объектов и сосредоточилась на полномасштабных работах, таких как «Плачущая женщина» и «Дора Маар с зелеными ногтями». Эти работы и другие увлекательные изображения Маар ушли по цене, которая исчислялась миллионами.

Большим сюрпризом на распродаже стали не картины, а мелкие предметы: сувениры, такие как открытки, рисунки на салфетках, животные, сделанные из оловянных крышек от бутылок, и особенно украшения и амулеты, которые во многих случаях были самым сокровенным выражением привязанности Пикассо. Все украшения ушли по цене в несколько раз выше предварительных оценок.

Комплект колец с портретом Доры Маар, находится сейчас в частной коллекции

На аукционе часы из хромированного металла с латунной пластиной, на которой выгравирован портрет Маар, были проданы примерно за 63 000 долларов, что в 19 раз больше их оценочной стоимости в 3300 долларов. Кольцо с портретом в металлической рамке с цветочным орнаментом, оцененное примерно в 16 500 долларов, было продано почти за 108 000 долларов. Овальная брошь с портретом Маар цветным карандашом стоила почти 70 тысяч долларов. Неплохо для быстрых набросков, установленных в готовых украшениях.

Готовое кольцо из желтого металла с портретом Доры Маар, написанным Пикассо пером и цветным карандашом, около 1936–1939 годов

«Сентиментальная ценность была причиной роста цен», – сказал ювелирный эксперт Филипп Серре, оценивавший ювелирные изделия на аукционе. Он настаивает: оценки не были заниженными. Просто ранее не было прецедентов, когда Пикассо делал сувениры для любовниц.

Карандашный рисунок Пабло Пикассо
Dora Maar au foulard
в большой стальной ажурной броши
с имитацией марказитовой каймы,
около 1936–1939 годов

Лицо Маар с ее яркими темными глазами, царственным носом и округлым подбородком художник одержимо рисовал, когда начал искажать изображения – создавать стиль, который теперь считается его визитной карточкой. Ее лицо появлялось снова и снова в течение плодотворных военных лет, и по мере развития романа оно выглядело все более измученным. «Дора всегда была для меня плачущей женщиной, – говорит Пикассо в книге Пьера Кабана 1977 года Pablo Picasso: His Life and times. – В течение многих лет я рисовал ее измученной, но не из садизма или удовольствия… Это была глубокая реальность Доры».

Большинство украшений, сделанных Пикассо для Маар, представляют собой миниатюрные версии этого искаженного портрета, в основном нарисованные цветным карандашом и вставленные в металлические броши и кольца. Пикассо не создавал ювелирные изделия, просто вставлял свои рисунки в существующие украшения, которые были сделаны из разных металлов: от золота и эмали до стали с имитацией марказита.

«Эта женщина не приняла бы обычные украшения, – говорит Серре, занимавшийся каталогизацией коллекции в дополнение к оценке ювелирных изделий. – Это были единственные драгоценности, которые она захотела бы принять».

Источники информационного материала и иллюстраций:

Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 2

Выйти из мобильной версии