Эпоха классицизма продлилась пару сотен лет и успела оставить яркое наследие в виде множества творческих шедевров. Наибольшего расцвета достигла архитектура, но и в ювелирном искусстве мастера того времени преуспели. Украшения в стиле классицизм получались настолько изысканными, что и сегодня многие девушки мечтают обзавестись чем-нибудь хотя бы отдаленно похожим.
Особенности стиля: мотивы, ювелирная техника
Эпоха классицизма началась с возобновления интереса к античному стилю. Этому предшествовали масштабные раскопки мертвых городов, погибших от извержения Везувия. Реликвии, найденные под завалами Помпея и Геркуланума настолько впечатлили мастеров, что они начали копировать ювелирные работы античных «коллег». Не забывая, впрочем, привносить свои новшества.
Зарождение классицизма приходится на начало XVII века
К 50-м годам этого же столетия он окончательно вытеснил предшественника – барокко. Главной особенностью нового стиля стало подражание древнегреческому искусству. Направление характеризуется четкостью, простотой, симметричностью.
Преобладающие мотивы классицизма:
- мифология Древней Греции и Древнего Рима;
- крупные восстания и их герои, атрибутика (оружие, гильотины, портреты);
- античные предметы и аксессуары – вазы, амфоры, урны, колонны и т.д.;
- геометрические фигуры – овалы, ромбы, треугольники, многоугольники;
- растительные мотивы – листья лавра и дуба, цветы, пальметты.
Преобладающим материалом для создания роскошных ювелирных украшений стало 14-каратное золото, с которым иногда соперничало 8-каратное. Сплав с 18-ю каратами, который использовался в эпоху барокко, производить перестали.
Изделия декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями: гранатами, аквамаринами, кораллами, аметистами, бирюзой и янтарем. Были, разумеется, и другие самоцветы. Но перечисленные в классицизме встречаются чаще всего.
К концу века особо популярной стала ажурная филигрань. Украшения с ней по красоте могли соперничать с ювелирными изделиями, но позволить их себе могла не только знать, но и средний класс. Филигранью украшали ожерелья, браслеты и серьги, из нее делали сеточки для волос.
Мужчины особой страсти к украшениям не питали, но надевать кое-какие изделия этикет их все же обязывал. Булавки для галстука, перстни, часы на цепочке – вот скромный набор джентльмена XVIII столетия.
Модные украшения: что носили в эпоху классицизма?
Женская мода тоже не тяготела к обилию украшений. Поскольку актуальной одеждой для эпохи классицизма были простые легкие платья, обрамление для них должно было быть соответствующим и не слишком вычурным.
Самым модным аксессуаром была золотая брошь круглой или овальной формы. Брошками подкалывались края шалей, без которых средневековые дамы нечасто выходили на улицу
Одним из главных трендов были античные геммы. Настоящие реликвии, изготовленные древними мастерами, стоили баснословно дорого и были предметом вожделения большинства дворянок. Древнегреческие геммы и камеи вставлялись в золотые оправы. Таким образом из них получались кольца, броши и другие ювелирные изделия.
Знатные женщины украшали руки множеством колец. Кольца четко разделялись на дневные и вечерние. Первые были относительно скромными, инкрустировались непрозрачными камнями (бирюзой, агатом). Изделия для вечерних выходов в свет украшались крупными самоцветами, которые ярко блестели при свете от множества свечей.
На запястья дамы надевали тонкие браслеты-обручи в греческом стиле. Ними также украшали лодыжки, что обязательно просматривалось сквозь тонкую полупрозрачную ткань длинного платья.
Вот такой была эпоха классицизма — простой, лаконичной, но в то же время на удивление сбалансированной.