Эпоха классицизма продлилась пару сотен лет и успела оставить яркое наследие в виде множества творческих шедевров. Наибольшего расцвета достигла архитектура, но и в ювелирном искусстве мастера того времени преуспели. Украшения в стиле классицизм получались настолько изысканными, что и сегодня многие девушки мечтают обзавестись чем-нибудь хотя бы отдаленно похожим.
Особенности стиля: мотивы, ювелирная техника
![Винтажная брошь](https://uvelirnoedelo.ru/wp-content/uploads/2020/12/5-vintazhnaia-brosh.jpg)
Эпоха классицизма началась с возобновления интереса к античному стилю. Этому предшествовали масштабные раскопки мертвых городов, погибших от извержения Везувия. Реликвии, найденные под завалами Помпея и Геркуланума настолько впечатлили мастеров, что они начали копировать ювелирные работы античных «коллег». Не забывая, впрочем, привносить свои новшества.
Зарождение классицизма приходится на начало XVII века
К 50-м годам этого же столетия он окончательно вытеснил предшественника – барокко. Главной особенностью нового стиля стало подражание древнегреческому искусству. Направление характеризуется четкостью, простотой, симметричностью.
Преобладающие мотивы классицизма:
![Серьги с ажурной филигранью](https://uvelirnoedelo.ru/wp-content/uploads/2020/12/6-sergi-s-azhurnoi-filigraniu.jpg)
- мифология Древней Греции и Древнего Рима;
- крупные восстания и их герои, атрибутика (оружие, гильотины, портреты);
- античные предметы и аксессуары – вазы, амфоры, урны, колонны и т.д.;
- геометрические фигуры – овалы, ромбы, треугольники, многоугольники;
- растительные мотивы – листья лавра и дуба, цветы, пальметты.
Преобладающим материалом для создания роскошных ювелирных украшений стало 14-каратное золото, с которым иногда соперничало 8-каратное. Сплав с 18-ю каратами, который использовался в эпоху барокко, производить перестали.
Изделия декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями: гранатами, аквамаринами, кораллами, аметистами, бирюзой и янтарем. Были, разумеется, и другие самоцветы. Но перечисленные в классицизме встречаются чаще всего.
![](https://uvelirnoedelo.ru/wp-content/uploads/2021/02/cameyi.jpg)
К концу века особо популярной стала ажурная филигрань. Украшения с ней по красоте могли соперничать с ювелирными изделиями, но позволить их себе могла не только знать, но и средний класс. Филигранью украшали ожерелья, браслеты и серьги, из нее делали сеточки для волос.
Мужчины особой страсти к украшениям не питали, но надевать кое-какие изделия этикет их все же обязывал. Булавки для галстука, перстни, часы на цепочке – вот скромный набор джентльмена XVIII столетия.
Модные украшения: что носили в эпоху классицизма?
Женская мода тоже не тяготела к обилию украшений. Поскольку актуальной одеждой для эпохи классицизма были простые легкие платья, обрамление для них должно было быть соответствующим и не слишком вычурным.
Самым модным аксессуаром была золотая брошь круглой или овальной формы. Брошками подкалывались края шалей, без которых средневековые дамы нечасто выходили на улицу
![Античные геммы](https://uvelirnoedelo.ru/wp-content/uploads/2020/12/7-antichnye-gemmy.jpg)
Одним из главных трендов были античные геммы. Настоящие реликвии, изготовленные древними мастерами, стоили баснословно дорого и были предметом вожделения большинства дворянок. Древнегреческие геммы и камеи вставлялись в золотые оправы. Таким образом из них получались кольца, броши и другие ювелирные изделия.
Знатные женщины украшали руки множеством колец. Кольца четко разделялись на дневные и вечерние. Первые были относительно скромными, инкрустировались непрозрачными камнями (бирюзой, агатом). Изделия для вечерних выходов в свет украшались крупными самоцветами, которые ярко блестели при свете от множества свечей.
На запястья дамы надевали тонкие браслеты-обручи в греческом стиле. Ними также украшали лодыжки, что обязательно просматривалось сквозь тонкую полупрозрачную ткань длинного платья.
Вот такой была эпоха классицизма — простой, лаконичной, но в то же время на удивление сбалансированной.