Эти застежки для колье и браслетов выходят за рамки утилитарности.

Двухцветная цепочка Orb Harness от британского дизайнера ювелирных изделий Ханны Мартин. Мартин делает застежки центральным элементом своих творений (Jeremie Souteyrat for The New York Times):

Застежки играют важную роль в дизайне некоторых ювелирных изделий

Когда британский дизайнер ювелирных изделий Ханна Мартин училась в Центральном колледже искусства и дизайна имени Святого Мартина в Лондоне, ее научили тому, как важны застежки.

«Я всегда говорила, что у студентов Святого Мартина есть пунктик по поводу застежек, потому что нас как бы учили – нас бы просто вышвырнули из аудитории, если бы мы надели купленную вещь на ювелирное изделие», – сказала Мартин, имея в виду серийные универсальные застежки, которые часто используются для отделки ювелирных изделий. Вместо этого, по ее словам, студентам предлагалось скрывать застежки под драгоценными камнями или декоративными мотивами или интегрировать их в дизайн.

Мартин рассказала, что, когда она училась в Центральном колледже искусства и дизайна имени Святого Мартина в Лондоне, студентам предлагалось скрывать застежки под драгоценными камнями или декоративными элементами или интегрировать их в дизайн (Jeremie Souteyrat for The New York Times):

Мартин решила сделать застежки центральным элементом своих творений. В ее последней коллекции The Perfect Drug (02) представлены функциональные клипсы и застежки из 18-каратного золота.

Однако Мартин не одинока в своем мнении. Застежки, сочетающие в себе форму и функциональность, появились и в других современных ювелирных изделиях.

«О застежках подумали позже»

Фирменное колье Robinson Pelham застегивается спереди на звенья в форме сердца:

В 2003 году нью-йоркский дизайнер Марла Аарон (Marla Aaron) начала создавать функциональные золотые карабины на основе подпружиненных стальных скоб, используемых альпинистами. Замки, как она их назвала, были предназначены для закрепления цепочек на верхней части груди, а не для того, чтобы прятать их сзади на шее. «Казалось, что о застежках подумали позже, и мы сделали их главным событием», – сказала она.

По словам Руби Билз, менеджера по закупкам ювелирных изделий в универмаге Liberty в Лондоне, термин «замок», который символизирует любовь и преданность делу, сделал изделия более значимыми для покупателей, которые ценят сентиментальный дизайн. «Замок – это символ любви и связи, поэтому он привлекает покупателей».

Аарон также создала замки, основанные на механизмах повседневных предметов. Дизайн Pushmipullyu был вдохновлен французским парусным оборудованием, а кольца и браслеты Trundle Locks были созданы на основе функциональности держателя для туалетной бумаги. «Нет такого обыденного механизма, который нельзя было бы применить к нашим драгоценным изделиям», – сказала она.

По словам Арчаны Тани, специалиста по прогнозированию ювелирных трендов и консультанта в Лондоне, необычные застежки – это способ подчеркнуть классику дизайна. По ее словам, два бренда – FoundRae в Нью-Йорке и Robinson Pelham в Лондоне – использовали застежки для украшения золотых цепочек. Дизайн Sister Hook от FoundRae дополнен двумя соединяющимися зажимами, вдохновленными викторианскими брелоками для часов, а фирменное колье Robinson Pelham застегивается спереди на звенья в форме сердца.

«Это просто дополнительный уровень дизайна, когда кто-то задумывается о том, «как мне включить застежку в дизайн?» Вот тогда я думаю, что вы сотворили волшебство», – сказала Тани. Она добавила, что модель Clic Clac H от Hermès с застежкой в форме буквы «Н» является примером великолепного функционального дизайна.

В миланском ювелирном бренде Pomellato застежки занимают центральное место с 1970-х годов. Массивные золотые цепочки крепились с помощью огромных зажимов-лобстеров, пружинных колец и карабинов. В этом году коллекция высокого ювелирного искусства Collezione 1967 была представлена в схожем стиле с бриллиантами pavé. «Наша мантра такова: застежка должна быть важным элементом украшения или быть незаметной, не привлекая внимания», – сказал креативный директор бренда Винченцо Кастальдо.

Он добавил, что акцентирование внимания на механических элементах было, по его словам, «нонконформистским подходом», который отражает менее традиционную и консервативную эстетику Pomellato.

Хоть многие центральные застежки имеют индустриальную эстетику, другие более причудливы. Например, в коллекцию Dior Bois de Rose вошло жемчужное колье, застегивающееся на застежку из розового золота с бриллиантами, выполненную в виде шипа розы.

В коллекции Renato Cipullo в Нью-Йорке золотые и бриллиантовые застежки ожерелий и браслетов на водную тематику были выполнены в виде морских коньков и дельфинов. А Ивонн Леон из Парижа создала золотое колье Рython, которое застегивается наподобие пояса, с зубцом из красной эмали, изображающим змеиный язык.

Винтажное вдохновение

Колье Georgie Diamond Lock от Jade Trau создано на основе старинной ювелирной застежки:

Для некоторых дизайнеров антикварные украшения послужили источником вдохновения для создания интересных и оригинальных застежек.

На создание коллекции Lola нью-йоркского ювелира Джейд Трау вдохновила застежка в форме рыболовного крючка на винтажном браслете, который она купила в 2016 году на выставке в Палм-Бич, штат Флорида. «Я поняла, что это может быть как самостоятельное украшение, так и своего рода держатель шармов», – сказала она, поэтому воссоздала застежку в качестве основного элемента ожерелий, браслетов и колье-лариат.

В 2018 году она создала застежку Betty, вдохновленную замком, закрывавшим брелок для часов начала 1900-х годов, а в этом году представила застежку Georgie, созданную на основе старинного ювелирного изделия. А в Лондоне дизайнер Люси Делиус (Lucy Delius) также создала функциональные и в то же время декоративные застежки, основанные на механизмах закрытия старинных ювелирных изделий.

Трау сказала, что замки и застежки отличаются дерзостью, которая нравится ее покупателям, и являются способом придать золотой цепочке то, что она называет «крутой изюминкой». Она также отметила, что, сделав застежку центральной, избавилась от необходимости менять положение витого ожерелья, и что ее застежки было легче застегивать, чем большинство других, поскольку они были крупнее обычных.

Но создание застежек, сочетающих форму и функциональность, сопряжено с трудностями.

Как сказала Аарон, разработавшая запатентованные инженерные технологии для своих замков, «заставить что-то работать гораздо сложнее, чем просто сделать подвеску».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/12/04/fashion/jewelry-clasps-hannah-martin-london.html