В 1817 году в условиях огромного интереса и любви к камню в Петербурге было создано первое в России минералогическое общество. В ХIХ веке в России камнеобрабатывающее искусство достигло высочайшего уровня.

Всему миру известны великолепные дворцы Петербурга: Зимний, Строгановский, Царского села, Петергофа и Павловска, а также изумительные по красоте соборы: Исаакиевский, Петра и Павла, при постройке которых были использованы разнообразные мраморы, яшмы, кварциты, малахит, лазурит, родонит и другие камни России.

На весь мир прославился уральский малахит. Увлечение самоцветами привело к открытию в 1820-1850 годах замечательных месторождений: алмаза, изумруда, топаза, рубеллита, рубина и демантоида. Уже тогда готовились коллекции для будущих минералогических музеев, которыми мы гордимся и сегодня.

Наличие богатых месторождений послужило толчком к созданию ограночной и ювелирной промышленности. В 1842 году начали свою деятельность Густав Фаберже (отец знаменитого ювелира Карла Фаберже) в магазине на Большой Морской улице и Ж. Вальян на Итальянской. Несколько позже, в 1846 году, московский мастер И. Сазиков открыл торговлю в Русском магазине на Невском проспекте.

В Москве филиал магазина Фаберже находился в доме №4 на Кузнецком Мосту. Улицу Кузнецкий Мост называли «бриллиантовой улицей Москвы». В Пассаже Солодовникова продавали свои изделия И. Хлебников и М. Ломбардо, в доме №1 Страхового Российского общества П.Овчинников, недалеко были магазины Ф. Лорие, фирмы семьи Болин, придворного часовщика П. Буре и, наконец, отделение знаменитой французской ювелирной фирмы «Бушерон». В «обществе, покоящемся на основе товарного производства» (как обозначил капитализм К. Маркс), основным гарантом престижа становится капитал, а сопутствуют ему в качестве символов престижа прежде всего вещи, воплощающие, как единственный «инвариант», — стоимость достаточно большой величины.

Складень. Фирма Овчинникова

По мере того как буржуазия все более прочно становилась на ноги, у нее формировалась потребность обустраивать мир по своему образу и подобию. Престижное потребление в этой связи получало дополнительные стимулы и определенный простор для своего развития. В Санкт-Петербурге Невский проспект стал самой блестящей улицей города.

От его начала до Аничкова моста расположились все модные магазины, в том числе ювелирные. Одним из самых известных был знаменитый Английский магазин, который с конца 1830-х годов был основным поставщиком столового серебра для Императорского двора.

Ювелиры за работой

Важным фактором развития нового витка русской ювелирной культуры стала организация всероссийских и всемирных выставок художественно-промышленных и мануфактурных товаров в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве. Первая всероссийская выставка состоялась в Петербурге в 1829 году, затем они регулярно повторялись каждые два-три года. С 1851 года стали проводить всемирные выставки в Европе и Америке, в которых Россия принимала участие. Так, на выставке публика толпами сбегалась посмотреть на камнерезные работы малахитной фабрики Демидовых, Екатеринбургской гранильной фабрики и Колыванских заводов в Лондоне (1851).

Ваза из яшмы. Эрмитаж. Колыванская фабрика

Мастера этих предприятий создали огромное количество уникальных изделий: ваз, столешниц, колонн и торшеров. В заключение жюри Первой Всемирной выставки по поводу экспонирующихся на ней яшмовых ваз написано: «Мы не думаем, чтобы столь грандиозные и так хорошо сделанные произведения были когда –либо исполнены со времен греков и римлян» «Перлом» выставки были признаны высокорельефные мозаичные изделия Петергофской гранильной фабрики, которые считались одним из чудес «хрустального» дворца, отличающихся удивительно точной передачей натуры. Принц Валлийский в шутку даже изъявил желание съесть аметистовую ветку сочного винограда работы мастера М. Коковина. Уже первые выставки выявили необходимость тесной связи между промышленным производством и художником и продемонстрировали возможность «выйти из битой колеи подражания и рутины».