Истории, стоящие за потрясающими современными ювелирными изделиями нью-йоркского Музея искусств и дизайна, – в центре внимания увлекательной выставки и книги.

Ювелирные изделия всегда были неотъемлемой частью нью-йоркского Музея искусств и дизайна (Museum of Arts and Design, MAD), начиная с момента его основания в 1956 году. Эта категория, насчитывающая более 1 000 предметов, составляет третью часть общей коллекции музея.

По словам младшего куратора Барбары Пэрис Гиффорд, ювелирные изделия «находятся в ДНК MAD». Когда в 2008 году MAD переехал в свое нынешнее помещение на Колумбус-Серкл, он создал галерею, посвященную исключительно ювелирным изделиям. Удобный для пользователя дизайн секции включал 45 открытых коробок для хранения коллекций, в которых посетители могли увидеть украшения воочию, объясняет Гиффорд.

Изначально на каждой коробке висела табличка с названием изделия, датой и материалами, из которых оно изготовлено. Гиффорд, которая пришла работать в музей в 2013 году, почувствовала, что здесь есть о чем рассказать, что и послужило импульсом для создания выставки «45 историй ювелирных украшений: от 1947 года до наших дней».

Экспонаты выставки «45 историй ювелирных украшений: от 1947 года до наших дней» в Музее искусств и дизайна (фото: MAD):

«45 историй в ювелирном деле: от 1947 года до наших дней»

Поиск слов

Гиффорд собрала комитет экспертов, в который вошли современные художники, историки и энтузиасты. «В течение двух лет мы обсуждали каждое украшение в коллекции, в результате чего было выбрано 105 предметов». Цель состояла в том, чтобы выбрать предметы, которые представляют основные моменты в студийном и современном ювелирном искусстве, выделяя художников, которые впервые использовали новые техники или инновационный дизайн.

К каждому экспонату прилагается рассказ примерно в 100 слов эксперта о художнике или движении, о котором идет речь. Идея заключалась в том, чтобы помочь людям понять «траекторию развития современного ювелирного искусства в США», говорит Гиффорд. Поскольку люди привыкли воспринимать информацию визуально, многие стенды включают фотографии, чтобы связать зрителей с художниками и их вдохновением.

Стенды предлагают посетителям «элемент открытия», объясняет Гиффорд. Здесь нет строгого пути с началом, серединой и концом; зрители могут начать с любого места и исследовать выставку по своему усмотрению. Более длинные версии историй в виде эссе представлены в книге-путеводителе выставки «Jewelry Stories: Highlights from the Collection 1947-2019». В ней также представлена прекрасно иллюстрированная расширенная хронология ювелирных изделий.

Книга «Jewelry Stories: Highlights from the Collection 1947-2019» опубликована издательством Arnoldsche Art Publishers (фото: MAD):

Послевоенные годы

На создание представленных на выставке изделий повлияло несколько факторов. В середине 20-го века был избыток пластика и альтернативных материалов, разработанных во время Второй мировой войны, а художники Баухауса эмигрировали в Америку и поощряли студентов художественных вузов использовать эти материалы, говорит Гиффорд.

«В то же время в этой стране проходили гастрольные выставки скандинавского дизайна, мексиканского серебра Таско и ювелирных изделий коренных американцев». Благодаря усилиям галерей, музеев, образовательных учреждений и частных коллекционеров, существует «очень увлеченная аудитория студийных и современных ювелирных изделий, о чем свидетельствует развивающийся вторичный рынок, выходящий за рамки обычных имен, таких как Александр Колдер и Гарри Бертойя», продолжает она.

Она называет Арта Смита одним из художников, которые помогли сформировать эту ювелирную эру в США, наряду с «художниками середины века, такими как Сэм Крамер и Дж. Фред Уолл, которые начали работать с найденными объектами. В период протестов против войны во Вьетнаме художники хотели многое сказать своим искусством, что было легче сделать с помощью найденных материалов, таких как крышки от бутылок или гильзы от пуль, например. И эта работа, начавшаяся примерно в 1960-х годах, оказывает большое влияние на молодых художников сегодня. Апсайклинг, работа с уже существующими вещами для создания чего-то нового – это в значительной степени этика этого поколения».

Экспонаты выставки «45 историй ювелирных украшений: от 1947 года до наших дней » в Музее искусств и дизайна (фото: MAD):

Собрание произведений

Одним из примечательных экспонатов является Body Ornament ювелира Арлин Фиш. «Это замечательная работа переходного периода, – говорит Гиффорд. – В ней можно увидеть скандинавское влияние, а также поиск Фиш своего собственного голоса. Это изделие выполнено в форме одеяния, красивого серебряного ожерелья, которое спускается к ногам и вниз по спине. Оно берет эстетику середины века и распространяет ее на все тело».

Противоречивая работа Уолла The Good Guys, между тем, вероятно, наиболее известна среди любителей художественных украшений, отмечает Гиффорд. «Она выполнена в виде религиозной иконы, но вместо святой троицы на ней изображены Дик Трейси, Супермен и Little Orphan Annie в обрамлении гильз от пуль. Он задает вопросы об американской культуре: поклоняемся ли мы популярной культуре как своего рода религии? И готовы ли мы убить за капитализм? На первый взгляд, это кажется юмористическим, но если посмотреть глубже, то художник задается более серьезными вопросами, что является характерной чертой Уолла».

Студийные и современные ювелирные изделия – это область, которая охватывает женщин-художниц, отмечает Гиффорд. Один из примеров – «душераздирающее произведение» Aline Berdichevsky о границе между США и Мексикой.

Эссе экспертов добавляют много нового к опыту зрителя. Выставка продлится в MAD до 10 апреля.

Body Ornament (спереди и сзади), автор Арлин Фиш (фото: MAD):

Главное изображение: Экспозиция в Музее искусств и дизайна (фото: MAD).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/45-stories-in-jewelry/