Гравировка маркировки на бриллиантах – проверенный временем метод идентификации камней, и новаторы работают над тем, чтобы сделать этот процесс чище, безопаснее и надежнее.

Будущее лазерной гравировки

Использование лазеров для маркировки бриллиантов является общепринятой практикой. Этот процесс, который называют лазерной гравировкой или лазерной надписью, включает нанесение номера градации или фирменного знака на бриллиант, как правило, в незаметном месте для подтверждения и обеспечения его идентичности.

«Это позволяет [потребителям] убедиться в том, что камень соответствует отчету по бриллианту», – говорит Роланд Лори, генеральный директор Международного геммологического института (IGI), добавляя, что базирующаяся в Антверпене лаборатория «является сильным сторонником лазерной гравировки».

Горячие и холодные

Лазеры, доступные в этом секторе, можно условно разделить на «горячие» и «холодные» – основное различие заключается в длине волны, которую они используют.

Горячие лазеры работают на длине волны свыше 220 нанометров и могут достигать инфракрасного диапазона, по словам Дэвида Бендерли, президента и генерального директора компании PhotoScribe Technologies, которая производит лазерные системы на заказ. Это означает, что луч «способен проникнуть сквозь поверхность алмаза и в сам камень», говорит он, хотя это может вызвать «напряжение в кристалле и микротрещины». По этой причине камни, подвергающиеся процессу горячей лазерной обработки, проходят предварительную обработку, чтобы защитить их от таких трещин.

В отличие от этого, процессы холодной лазерной абляции, как в устройствах LMS SurfaceScribe компании PhotoScribe, не передают тепло окружающему алмазному материалу. Этот метод оставляет после себя «гладкую и свободную от напряжения поверхность», объясняет Бендерли. «Холодные лазеры действительно производят более качественную маркировку. Чтобы лазер был на 100 % безопасен для нанесения надписей на алмазы, он должен быть в глубоком ультрафиолетовом диапазоне, например, 193 нанометра, и иметь короткую длительность импульса».

Большая длительность импульса горячих лазеров означает, что алмаз дольше подвергается воздействию лазера, что увеличивает вероятность образования трещин в камне.

Знак отличия

Оба типа лазеров используют пучок фотонов для «выжигания» отметин на камне путем преобразования алмаза в графит и аморфный углерод. Это создает высококонтрастную черную надпись, которая читается через лупу или микроскоп. Понятно, что большинство предпочитает наносить эти темные метки на рундист, а не на более заметное место.

Однако британская компания Opsydia, специализирующаяся на лазерных технологиях, недавно представила свою систему D4000 Surface ID, которая направлена на улучшение процесса и результата. «Мы разработали лазерный процесс, который может создавать прозрачные и сверхточные элементы путем чистой абляции на очень малой глубине менее 50 нанометров и с большей скоростью, чем существующие технологии», – утверждает генеральный директор Opsydia Эндрю Риммер.

Очень важно, что при этом не создаются условия для преобразования углерода в графит, что позволяет избежать черных меток. «Наши наноидентификаторы помещаются под поверхность для обеспечения идентичности бриллианта. Они не влияют на оценку чистоты и не видны с помощью стандартного микроскопа», – говорит Риммер.

Эволюция методов

Подповерхностные методы, выходящие за рамки надписей на рундисте, открывают некоторые многообещающие возможности. Например,  говорит Лори, «гравировка QR-кода размером всего в несколько микрон вполне осуществима. Технология постоянно совершенствуется, и мы ожидаем, что на рынке появится еще больше подобных технологий».

Тем не менее, он предупреждает, что лазерной гравировке «нельзя полностью доверять [для подтверждения подлинности камня], поскольку существуют мошеннические лазерные надписи. Потребители должны покупать у надежного ювелира и проверять свой отчет онлайн».

В этом ключе De Beers Institute of Diamonds направляет свою энергию на «запатентованный метод нанесения надписей» на поверхность бриллиантов. «Речь идет о том, чтобы выйти за рамки стандартных лазеров, поскольку эта старая технология может быть легко воспроизведена», – объясняет Джейми Кларк, глава глобальных операций Institute of Diamonds.

De Beers не раскрывает детали своей техники. Однако один нелазерный метод, который имеет аналогичный эффект, заключается в использовании сфокусированных ионных пучков для бомбардировки подложек электрически заряженными частицами, которые удаляют материал атом за атомом, а не сжигают его. Такая технология наномаркировки используется в компании Chow Tai Fook и лежит в основе коллекции T-Mark гонконгского ювелирного бренда, о которой он впервые объявил в 2017 году.

Очевидно, что лазерная гравировка, повсеместно используемая в алмазной промышленности, теперь служит стартовой площадкой для инноваций, которые отражают постоянное стремление рынка к отслеживаемости и прозрачности.

Статья из журнала Rapaport Magazine — июль 2022 года.

Изображение: De Beers Institute of Diamonds.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.diamonds.net/Magazine/Article.aspx?ArticleID=68837&RDRIssueID=227