Ювелирное дело

Действительно ли это хорошая бирюза? Как узнать? Ч. 2

Здесь вы найдете продолжение статьи об оценке этого восхитительного драгоценного камня.

Необработанный самородок бирюзы (Adria Malcolm for The New York Times):

Au Naturel

Бирюза встречается в некоторых засушливых местностях, где грунтовые воды просачиваются в расщелины, со временем образуя смесь минералов. Результатом этого медленного осадочного процесса является то, что Геммологический институт Америки (GIA) описывает как «пористое, от полупрозрачного до непрозрачного соединение гидратированных фосфатов меди и алюминия».

Этот камень добывался тысячелетиями и использовался для украшений многими цивилизациями, включая египетскую, персидскую, китайскую, тибетскую, инкскую, мезоамериканскую и юго-западную культуру коренных американцев, пишут Лоури и его отец в своей книге 2010 года. Многие эксперты считают, что слово «бирюза» (turquoise), происходящее от французского слова «турецкий», указывает на турецких торговцев, которые, как считается, привезли во Францию в XIII веке голубую персидскую разновидность камня.

В своей самой мягкой форме бирюза похожа на мел; она твердеет и приобретает более насыщенные цвета по мере накопления минералов в процессе ее формирования. По шкале Мооса, используемой для измерения твердости драгоценных камней и минералов, бирюза имеет от 5 до 6 баллов, в то время как алмаз – 10 баллов.

Большая часть бирюзы, продаваемой сегодня, прошла определенную обработку, чтобы улучшить цвет или сделать ее более пригодной для использования в ювелирных изделиях.

По словам Лоури, предложенная ими система классификации, по крайней мере на начальном этапе, будет ориентирована только на природную, необработанную бирюзу. «Нельзя начинать с подделок, – сказал Джейкоб. – Нужно оценивать то, что они имитируют».

И если история свидетельствует об этом, неудивительно, что система оценки требует времени для своего развития. GIA, который выпускает отчеты о классификации алмазов с 1953 года, потратил около десяти лет на разработку этой системы, по словам Тома Мозеса, исполнительного вице-президента и главного специалиста по лабораториям и исследованиям.

GIA не оценивает бирюзу и не видит много ее образцов в своих лабораториях, сказал Мозес, хоть иногда их просят определить, действительно ли камень является бирюзой и не подвергался ли он обработке. «Иногда бывает трудно понять, что с ним делали», – сказал он.

Люстра из бирюзы «Спящая красавица» и кристаллов Сваровски висит в Музее бирюзы (Adria Malcolm for The New York Times):

Ощутимая бирюза

Во входе в Музей бирюзы длинные нити крошечных бирюзовых камней и кристаллов каскадом ниспадают с высокого потолка, словно сверкающий водопад. Однажды утром, перед открытием музея, Джо Дэн и Джейкоб вынесли 24 набора «эталонных образцов», относящихся к цвету, матрице и «зат», всего 192 камня, которые они собирали в течение многих лет.

Например, в небольшом ящике с голубой бирюзой хранилось 14 ограненных и отполированных камней разных размеров из разных стран, от бледного оттенка до глубокого океанского. В других ящиках находились светлые и интенсивные оттенки зеленого, зелено-голубого и сине-зеленого.

Идея состоит в том, чтобы кто-то мог сравнить бирюзу с набором, имеющим наиболее близкие оттенки, и посмотреть, на каком месте она находится по глубине и яркости цвета. Аналогичный процесс будет проделан и с наборами камней, отличающихся по матрице или чистоте от обычных до редких, а также по «зат».

Внутри Музея бирюзы. Музей принадлежит семье Лоури, куратором которой является Джо Дэн, а исполнительным директором – Джейкоб (Adria Malcolm for The New York Times):

Как только камень получит числовую оценку, основанную на этих критериях (без учета недостатков), оценщик обратит внимание на другие факторы, которые не влияют на качество, но могут повлиять на стоимость, такие как огранка, вес в каратах и происхождение.

Помимо основных 24 наборов камней, у Лоури есть еще более 30 наборов, чтобы показать потенциальное качество и редкость камней из шахт по всему миру, включая американский Юго-Запад, Китай, Иран, Египет, Мексику и Чили. Но они подчеркивают, что их система разработана для оценки качества, а не цены.

Обручальные кольца с бирюзой, изготовленные коренными американцами, в музее (Adria Malcolm for The New York Times):

По словам Джо Дэна, наборы «эталонных образцов» демонстрируют диапазон природной бирюзы в ощутимой форме, которой можно обучиться.

Идея «эталонных образцов» не нова; многие лаборатории, занимающиеся оценкой бриллиантов и других драгоценных камней, имеют такие инструменты.

Лоури признали, что им еще предстоит определить, как можно воспроизвести их наборы образцов камней и распространить систему оценки. По их словам, одним из вариантов может быть фотография, другим – искусственный интеллект.

Они также сказали, что не знают, как в конечном итоге будет управляться система. Но они твердо заявили, что на ней не будет ни их фамилии, ни имени музея, и что их наборы «эталонных образцов» будут использоваться исключительно для оценки.

«Ни один из этих камней, а здесь есть очень дорогие камни, никогда не будет продан», – сказал Джо Дэн.

Экспертиза

По словам Лоури, они попросили нескольких экспертов приехать в Альбукерке, чтобы сравнить все большее количество образцов с наборами «эталонных образцов» в качестве своеобразного экспертного обзора своей системы, которую они надеются завершить к 2026 году. По их словам, им необходимо определить, будет ли градация последовательной и следует ли изменить наборы или внести в них дополнения.

Морин Пратт, геммолог и оценщик из Лос-Анджелеса, участвующая в процессе, сказала, что, по ее мнению, система градации может помочь специалистам оценивать камни в таких ситуациях, как страховая экспертиза или определение стоимости подарка или наследства. «Общий язык оценки очень важен», – сказала она.

А Дайе Масаки из Токио, который начал коллекционировать бирюзу в 1989 году и также участвует в тестировании, говорит, что на окончательную доработку системы может уйти много лет, но это будет важным наследием.

«Чтобы добыть редкую бирюзу, нужно время, усилия и надежные связи, а это не каждому под силу», – говорит он.

Еще больше камней бирюзы в музее (Adria Malcolm for The New York Times):

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/09/06/fashion/jewelry-turquoise-grading-system.html

Выйти из мобильной версии