Оливье Баруан, эксперт по ювелирным изделиям Сюзанн Бельперрон, рассказал, как он идентифицирует и оценивает ее работы.

Француз Оливье Баруан – специалист по ювелирным изделиям Сюзанн Бельперрон (1900-1983). Он может проверить подлинность и оценить любое украшение, созданное востребованным ювелирным дизайнером, которая придумала и изготовила прекрасные украшения для таких известных клиентов, как Уоллис Симпсон и герцогиня Виндзорская.

Ее стиль был ее подписью: Сюзанн Бельперрон

Что отличает стиль Сюзанн Бельперрон?

После получения первой премии в Школе изящных искусств в Безансоне в 1918 году, Мадлен Сюзанн Вуйлерм начала свою блестящую карьеру в 1919 году, когда переехала в Париж, чтобы работать вместе с Жанной Бойвин в возрасте всего лишь 19 лет. Мадам Бойвин наняла Сюзанн в качестве дизайнера после смерти своего мужа, Рене Бойвина.

В 1923 г. она заняла должность содиректора в Доме Бойвин. Однако, 13 лет спустя, Сюзанн была разочарована тем, что ее дизайнерские работы в доме Бойвин не были приписаны ей. В феврале 1932 года она ушла в отставку, оставив память о себе навсегда. Стиль «Бельперрон» был теперь в ДНК дома.

Ее исключительный стиль воплотился в творениях с чистыми линиями, которые были чувственными. Используя цветные камни, которые она выбирала за их красоту, а не за их ценность, она создавала украшения, которые противоречили украшенным бриллиантами драгоценным изделиям, доминирующим в ювелирном дизайне в то время.

Сюзанн Бельперрон была выдающимся колористом и создавала смелые, авангардные творения: дизайн ее изделий произвел революцию в мире украшений. Она использовала новые материалы в пропорциях, которые иногда кажутся излишними! Ее украшения, хотя порой и несколько пышные, всегда оставались элегантными, потому что ее творчество никогда не выходило за рамки хорошего вкуса. Это ключ к тайне стиля Бельперрон.

Какой вклад она внесла в историю ювелирного дела?

Сюзанн Бельперрон произвела революцию в мире ювелирных изделий, так же как Коко Шанель сделала это для высокой моды. Это, несомненно, одна из причин, почему Карл Лагерфельд был так страстно увлечен Бельперрон. У нее был врожденный дар понимать пропорции, собирать материалы и играть сочетаниями цветов. Она могла позволить себе встряхнуть «старые коды» классических украшений: у мадам Бельперрон был вкус! Кроме того, ей не нужно было следовать правилам предков, чтобы творить. Ее композиции – столь же гармоничные, сколь и необычные, столь же шикарные, сколь и авангардные – предназначались для независимых, эмансипированных женщин, свободных носить то, что им нравится, когда бы они ни пожелали. Эти драгоценности были созданы современной женщиной для современных женщин.

На протяжении всей ее карьеры, с 1932 по 1971 год, вы также заметите, что ее украшения постоянно появлялись на обложках и страницах влиятельных международных модных журналов (таких как Le Figaro Illustré, Femina, Vogue или Harper’s Bazaar), а также на страницах международной прессы, таких как L’Express, Herald Tribune и Toronto Star, и это лишь некоторые из них.

 В отличие от большинства крупных ювелиров, она никогда не считала необходимым подписывать свои изделия, ее девиз: «Мой стиль – моя подпись». Эта сентенция так же верна и сегодня: ношение украшения Бельперрон – это стиль, шарм, узнаваемый шик без необходимости демонстрировать какую-либо подпись. Душа Бельперрон настолько очевидна в ее творениях, что это делает их неповторимыми. Сила ее невероятного таланта привела к тому, что Сюзанн Бельперрон считается одной из самых современных и просвещенных женщин 20-го века и до сих пор остается одним из самых востребованных ювелирных дизайнеров 21-го века.

Каковы ее самые культовые творения и наиболее инновационное использование материалов?

Все творения Сюзанн Бельперрон являются знаковыми просто потому, что они не похожи ни на какие другие. Каждое из них воплощает в себе индивидуальность дизайнера, что объясняет их успех на рынке. Как только мы ставим вещи в контекст эпохи, мы понимаем, что в 1930-х годах было необычно составлять оправу из камней, которые в то время описывались как «полудрагоценные», иногда даже декоративные, или использовать минеральные, растительные или животного происхождения материалы.

От деревянного кольца, украшенного сапфиром, и броши из слоновой кости с кораллом до знаменитой монументальной бабочки, украшенной изумрудом и бриллиантовыми кабошонами – все ее творения отличаются огромной инновационностью. Помимо щедрых объемов и нетипичных техник закрепки, она особенно любила определенные материалы, такие как халцедон, светлый агат и горный хрусталь, и, конечно же, золото.

Можете ли Вы объяснить нашим читателям важность архивов Бельперрон и то, что они рассказывают нам об истории Сюзанн?

По слухам, Сюзанн Бельперрон сожгла все свои архивы, но это была лишь легенда…

Ее личные вещи, обнаруженные в декабре 2007 года, лежали нетронутыми в квартире, расположенной у подножия Монмартра, которая оставалась закрытой с момента ее смерти в 1983 году – 24 годами ранее. Ее мебель, библиотека, источники вдохновения, вся ее жизнь была там. Среди множества рисунков, эскизов, моделей, гипсовых бюстов, переписки и личных фотографий, были многочисленные статьи в прессе и книги заказов, в которых она лично описывала подробности встреч с клиентами с 1937 по 1974 год. На этих страницах имеются имена первых лиц Европы, мира искусства, моды, высшего общества и финансов – это своего рода Готский альманах всего мира. Все клиенты приезжали в Париж, чтобы найти того, кто считался самым талантливым ювелирным дизайнером своего времени.

Прослеживаемость клиентов и заказов имеет первостепенное значение с точки зрения идентификации, тем более что ее украшения – столь востребованные сегодня – так и не были подписаны. Ее книги заказов – 7 500 страниц с подробным описанием имен 6 730 клиентов, которым назначено примерно 45 000 встреч. Использование этих документов позволяет мне проследить происхождение ювелирного изделия, идентифицировать клиентов и любое ювелирное изделие, которое – как по техническим причинам, так и по причине износа – не будет иметь никаких фирменных отличительных знаков мастерской. Неопознанное ювелирное изделие может достигать нескольких сотен евро, в то время как то же ювелирное изделие, сопровождаемое сертификатом, может достигать цены в десятки тысяч евро. Поэтому очень важно, чтобы каждое упомянутое изделие было сертифицировано.

Например, серебряное кольцо Бельперрон с полудрагоценными камнями было продано на аукционе в Париже в ноябре 2017 года. Из-за отсутствия документов аукционный дом предлагал изделие по оценке от 600 до 800 € (от 700 до 940 $). Оно было продано за € 3700 (4400 $). Через несколько месяцев покупатель доверил это кольцо моему опыту и позволил мне найти его в архиве. Я смог найти кольцо и выдать сертификат. В октябре 2018 года кольцо было снова продано, на этот раз вместе с моим сертификатом, с оценочной стоимостью от 8.000 до 10.000 € (9400 — 11.800 $). Оно было продано за 75 000 € (88 400 $).

Какова для коллекционера разница в цене между украшением, созданным при жизни Сюзанн, и драгоценными камнями нынешнего владельца дома?

Я являюсь экспертом в области антикварных украшений, и поэтому мое внимание по-прежнему сосредоточено на антикварных драгоценностях. Технологии и процессы, используемые в производстве современных ювелирных изделий, изготовленных с помощью CAD [компьютерного дизайна], нельзя сравнивать со старыми украшениями, которые часто изготавливались по частному заказу и вручную. Важно уточнить, что процесс изготовления мадам Бельперрон почти всегда начинался с раскрашенного вручную дизайна ювелирного изделия, с учетом физиологических особенностей ее клиента, а также конкретного подбора камней для этого изделия и клиента.

Что ожидает изделия Бельперрон в будущем на аукционе/вторичном рынке?

Результаты аукционов по ее культовым произведениям остаются исключительными; общее правило заключается в том, что чем интереснее произведение, тем выше цена.

Можете ли Вы дать нам несколько советов для тех, кто хочет начать коллекционирование ювелирных изделий Бельперрон?

Я думаю, что броши являются одними из самых культовых из наследия Сюзанн Бельперрон. Что может быть шикарнее, элегантнее, изысканнее, чем ношение одной из ее возвышенных брошей на лацкане пиджака или на плече?

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте http://jewelryconnoisseur.net/her-style-was-her-signature-suzanne-belperron/