Эксклюзивное интервью прямого потомка основателя мировой ювелирной империи Франчески Картье Брикелл, посвященное истории Cartier.

Франческа Картье Брикелл (фото: Jonathan James Wilson):

Франческа Картье Брикелл о стиле Cartier, истории и своей семье, ч. 1

Случайно обнаружив забытый дорожный сундук в подвале дома своего деда в день его 90-летия, Франческа Картье Брикелл нашла сотни и сотни аккуратно перевязанных писем. Ее дед, Жан-Жак Картье (1919-2010 гг.), был представителем четвертого поколения Картье и последним в семье, кто владел и управлял филиалом компании (ныне принадлежащей Richemont).

Обнаруженные в тот день письма побудили Франческу отправиться в десятилетнее путешествие по миру, исследуя историю своей семьи и события, лежащие в основе мировой ювелирной империи. Ее книга «Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши» – это захватывающее чтение, увлекательная история любви, драмы, предательства, в центре которой три брата Картье – Луи Жозеф Картье (1875-1942), Пьер Камиль Картье (1878-1964) и Жак-Теодюль Картье (1884-1941), которые вместе превратили семейный бизнес в мировую икону.

Представляем вашему вниманию интервью с Франческой о стиле Cartier, ее самых удивительных открытиях и любимых творениях Cartier.

Со времен братьев Картье существует понятие «стиль Cartier», которое является символом Дома. Не могли бы вы рассказать нам о том, что представляет собой стиль Cartier?

Идея стиля Cartier – это то, о чем я часто говорила со своим дедом, потому что она меня восхищала. Продукция Cartier была столь обширна и разнообразна – от крошечных булавок для галстука до экстравагантных таинственных часов – но все, что они создавали, оставалось узнаваемым от Cartier. Я хотела узнать у него, как такое может быть.

Кольцо Cartier с фантазийным ярко-желтым бриллиантом и белыми бриллиантами:

Мы говорили о том, что этот стиль сочетает в себе простоту и симметрию с парижской элегантностью. В нем нет ненужных излишеств или то, что один из дизайнеров Cartier London метко назвал «отсутствием лишних деталей». В изделиях чувствуется современность и в то же время неподвластность времени, достигается баланс между сдержанностью и шиком. Но, как объяснил мне мой дед, стиль не ограничивается только дизайном, он распространяется и на мастерство исполнения. Изделия Cartier тщательно изготавливались в соответствии с высочайшими стандартами, как по качеству используемых материалов, так и по технике сборки.

Например, если взять простое кольцо, то не только дизайн был узнаваемым для Cartier, но и используемые материалы – драгоценные камни высочайшего качества, тип металла оправы (Cartier создал уникальный для себя сплав платины), стиль и техника оправы и закрепки. Один мастер, работавший под началом моего деда в лондонской мастерской, где все изготавливалось вручную, рассказывал мне, что, когда он пришел в Cartier, ему пришлось фактически заново учиться закреплять камни, поскольку они делали это совсем не так, как их коллеги – они делали упор на максимально легкую оправу, чтобы пропускала максимальное количество света.

Дизайн Cartier вдохновлен многими мотивами: мифическими существами, китайским искусством, египтологией, путешествиями на Дальний Восток и многими другими. Какие из них являются вашими личными фаворитами?

Придерживаясь принципа «Никогда не копировать, только создавать», установленного тремя братьями Картье, о которых я пишу в своей книге, философия дизайна поощряла черпать вдохновение отовсюду – за исключением существующих ювелирных изделий. Учитывая поразительную широту и разнообразие источников вдохновения Cartier, выбор фаворитов – непростая задача.

Приведу лишь один пример: мне особенно нравятся изделия египетского возрождения, созданные Cartier London. Мой прадед Жак стремился использовать древние предметы, возраст которых исчислялся тысячами лет, найденные им во время путешествий в Египет или в антикварных магазинах. Эти артефакты были модернизированы в соответствии с модными тенденциями 1920-х годов, примером чего может служить брошь Cartier London из фаянса и драгоценных камней, проданная на аукционе Sotheby’s в 2013 году.

Ношение такого украшения дает уникальную возможность почувствовать себя не просто носителем мастерства Cartier, но и фрагмента древней истории. Жак очень восхищался древнеегипетской культурой, в его библиотеке было много книг на эту тему, и для него было важно показать эти предметы в лучшем свете, чтобы подчеркнуть невероятное мастерство прошлого.

Великолепная и редкая брошь из фаянса и драгоценных камней египетского возрождения, Cartier London. Продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2013 году: