Микромозаика появилась в 18 веке, расцвела в 19 веке и продолжает пользоваться популярностью и сегодня.

Кольцо Vesuvio от Le Sibille:

История микромозаики, ч.1

Вспомните великие напольные мозаики, один из наиболее хорошо сохранившихся видов римского искусства, а затем уменьшите их до карманных размеров – в этом суть микромозаики, вида искусства, возникшего в конце XVIII века, который родился из необходимости и превратился в процветающую индустрию в Италии.

Чтобы углубиться в историю микромозаики, мы должны отправиться в 18 век, когда крупномасштабная мозаика, чрезвычайно популярная в Древнем Риме, стала выходить из моды. Ее использовали в основном для украшения религиозных зданий Рима – в первую очередь базилики Святого Петра, где выложено более 10 000 квадратных метров мозаики, — и ремесленникам, ответственным за ее создание и поддержание, все чаще не хватало работы. Они пополняли свой доход, создавая миниатюрные версии своих мозаик для продажи частным клиентам.

Работая с миниатюрными кусочками непрозрачного стекла или эмали, разрезанными на части, называемые тессерами, и расположенными таким образом, чтобы сформировать изображение, каждая микромозаика создавалась полностью вручную – подвиг, учитывая, что их размер обычно не превышал нескольких дюймов. Портативные произведения искусства, их популярность возросла с появлением множества состоятельных путешественников, отправлявшихся в Гран-тур – обряд посвящения молодых аристократов, призванный познакомить их с историей и культурой Италии. Квинтэссенция сувенира, микромозаика, прекрасно передавала богатые художественные традиции Италии в миниатюре.

Doves of Pliny работы Джакомо Раффаэлли, 1779 год (фото: © The Trustees of the British Museum):

Художник по имени Джакомо Раффаэлли считается основателем этого ремесла и одним из первых, кто стал использовать микромозаику в ювелирных изделиях. В то время как обычные микромозаики изображали неоклассические достопримечательности Рима – руины Римского форума были особенно любимы – Раффаэлли создавал прекрасно продуманные, натуралистические сцены, вдохновленные картинами старых мастеров, с изображением птиц, цветов, животных и пейзажей.

Считается, что в 1775 году в его мастерской в Риме состоялась первая выставка микромозаик. Одна из его работ, Doves of Pliny (выставлена в Британском музее в Лондоне), изображает капитолийских голубей с римской напольной мозаики, обнаруженной в 1735 году на вилле Адриана, – постоянном источнике вдохновения для Раффаэлли.

После основания Школы мозаики в Милане, в 1806 году Раффаэлли выполняет свой самый важный заказ: воссоздать картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в микромозаике для Наполеона I. Работа над шедевром заняла восемь лет, и к тому времени, когда он выложил последние тессеры, Наполеон отрекся от престола, а Милан перешел под власть Австрии. Франциск II Австрийский приобрел произведение искусства и установил его в церкви Миноритен в Вене, где оно и находится по сей день.

Микромозаичная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, выполненная Джакомо Раффаэлли по заказу Наполеона I:

Мастерство Раффаэлли в создании микромозаики поставило его в авангард движения, однако имена других специалистов по микромозаике, продававших свои изделия на Испанской лестнице в Риме и вокруг нее во времена расцвета Гран-тура, со временем были утеряны, о чем свидетельствует великолепная коллекция редактора журнала Town & Country, ставшего дизайнером ювелирных изделий, Элизабет Лок.

Лок влюбилась в эту дисциплину во время учебы во Флоренции в 1970-х годах и начала приобретать эти миниатюрные произведения искусства, чтобы переделать их в кулоны, манжеты, ожерелья и серьги. Со временем она собрала впечатляющую коллекцию изящных микромозаик XIX века, которые стали предметом выставок. Хоть большинство работ в ее коллекции не могут быть приписаны конкретному мастеру, некоторые из них подписаны, включая микромозаику Джоакино Барбери.

Микромозаика XIX века с изображением римского форума в Риме, оправленная в золото, в виде броши с аквамаринами. Из коллекции Элизабет Лок (фото: © Travis Fullerton/Virginia Museum of Fine Arts):

Джоакино работал в Риме и прославился своим мастерством в изображении животных. Новаторски смешивая цвета и оттенки эмали и используя плитки разной формы для создания видимости красок на холсте, он вывел искусство микромозаики на совершенно новый уровень.

Микромозаичная плитка Джоакино Барбери, Рим, около 1820 — 1825 гг.:

Брат Джоакино, Микеланджело, также был знаменитым специалистом по микромозаике, которого ценили представители европейской аристократии за искусное применение его искусства. Среди его клиентов был и Наполеон I, императрицы которого, как считается, владели микромозаичными парюрами римского маэстро. Микромозаичная парюра с изображением памятников Древнего Рима, приобретенная у французского Дома Chaumet и подаренная Наполеоном своей второй жене, императрице Марии-Луизе, выставлена в Музее декоративного искусства в Праге.

Микромозаичная парюра Chaumet императрицы Марии-Луизы, свадебный подарок Наполеона I (фото: © Музей декоративного искусства в Праге):

В то время как большинство мастеров микромозаики того времени специализировались на более традиционных сюжетах – древние руины, пасторали, классические пейзажи, флора и фауна, животные – была одна фирма, которая намеревалась стать первопроходцем, не похожим на своих современников. Приписываемое зачинателям движения археологического возрождения, имя Кастеллани упоминалось в каждом викторианском путеводителе по Вечному городу.

Брошь Кастеллани из золота и микромозаики, окантованная витой золотой проволокой, около 1880 года, с подписью на обороте в виде переплетенных букв «C» (фото: © Wartski):

Семья ювелиров, коллекционеров, антикваров и гончаров Кастеллани совместно владела мастерской на фешенебельной площади Пьяцца ди Треви, откуда открывается вид на фонтан Треви, и их стиль сильно отличался от стиля их коллег. Под влиянием классической античности и раннехристианских и византийских церковных мозаик их великолепно выполненные ювелирные изделия из микромозаики обычно принимали форму религиозной иконографии, латинских и греческих надписей, дополненных этрусскими, египетскими и ассирийскими археологическими реликвиями.

Отказавшись от плоских полированных поверхностей, типичных для того времени, они размещали тессеры на разной высоте, создавая неровную поверхность, отражающую свет. В дополнение к желтому золоту, в которое они были оправлены, часто использовались золотые тессеры, усиливающие их мерцание. Эти роскошные изделия упрочили репутацию Кастеллани как создателя лучших микромозаик в Риме, и сегодня драгоценности с подписью Кастеллани продаются на аукционах по высоким пятизначным ценам.

Микромозаичное ожерелье Etruscan revival Кастеллани (фото: © 1stDibs):

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте http://www.thejewelleryeditor.com/jewellery/know-how/all-you-need-to-know-about-the-history-of-micro-mosaics-a-unique-artistic-tradition-born-italy-and-still-trending-today-sicisjewels/