Дронова Нона Дмитриевна – доктор технических наук, Дронов Дмитрий Сергеевич – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой ювелирного искусства ВШНИ

Изучение международного опыта в области подготовки художников в области ювелирного искусства

Анализ зарубежного опыта  позволил выявить факторы, влияющие на международную конкурентоспособность выпускников учебных заведений в области ювелирного искусста. Разобраны элементы взаимодействия в ювелирной культуре и их содержание в учебных программах. Классифицированы условия творческой   среды, которая влияет на высокий уровень подготовки современных художников- ювелиров7

Ключевые слова: зарубежный опыт, адаптированность к внешнему рынку, новые идеи, креативность, информатизация.

Dronova Nona D. – doctor of technical Sciences, Dronov Dmitry Sergeevich – candidate of pedagogical Sciences, Professor of the jewelry art VSNI

Study of international experience in the field of training of artists in the field of jewelry

The analysis of foreign experience allowed to reveal the factors influencing the international competitiveness of graduates of educational institutions in the field of jewelry art. The parsed elements of the interaction in the jewelry culture and content in the curriculum. The conditions of the creative environment, which affects the high level of training of modern jewelers, are classified

Key words: foreign experience, adaptation to the external market, new ideas, creativity, Informatization.

Анализ зарубежного опыта позволяет вывести связь и определить детерминанты между механизмом  саморегулирования институциональной среды и  международной конкурентоспособностью  выпускника учебного заведения в области ювелирного искусства (Рис.1).         

Как готовят художников -ювелиров за рубежом

Рис. 1. Детерминанты международной конкурентоспособности  в ювелирной культуре

         Таким образом, вероятность достижения международной конкурентоспособности выпускников учебных заведени     возрастает в тех случаях, когда  институциональная среда благоприятствует саморегулированию системы взаимодействия  между  организациями,  созданию устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах и способах распределения полномочий.

Организации постоянно взаимодействуют  с внешней средой,  и именно внешняя среда оценивает деятельность организаций.  Если это взаимодействие осуществляется успешно, организация продолжает существовать на рынке, если нет — ее существование на рынке прекращается.

Адаптация  в современные реалии рыночной экономики  для ювелирной организации сегодня особенно  важна, поэтому  система взаимодействия  с внешней средой при формировании стратегий ее  развития должна  учитывать не только возможные изменения внутреннего рынка,  но и  ситуацию  на международном ювелирном рынке. Эта ситуация должна постоянно контролироваться.  Эффективность  контроля зависит от  обученности перснала

 Мезоуровень – это уровень ювелирной организации, на котором  взаимодействуют такие факторы,  как   статусно-ролевые, мотивационные и личностные особенности ее деятельности.  Особую роль в этих взаимодействиях играет  собственно предпринимательская функция, главным критерием  которой является  способность соединения  новых комбинаций в производственном процессе и при взаимодействиях с внешней средой[1]. Эта функция делится  на две части.  Первая часть охватывает «ближнее» окружение, куда входят  клиенты, поставщики, конкуренты, профсоюзы и торговые ассоциации, на которые распространяются государственное регулирование и требования муниципальных властей.  Вторая часть — «дальнее» окружение,  на которое влияют те же  факторы, что и  на организацию, но не прямое, а опосредованное. Среди этих факторов, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, уровень профессионального образования, активность  взаимодействий между  учебными  заведениями и предприятиями отрасли, которая приводит к оптимальным изменениям  в развитии  ювелирных организаций.

         Как  любой субъект, ювелирная организация обладает определенными свойствами, внешним физическим выражением которых являются социально-культурные характеристики, в целом определяющие социально-ориентированный портрет ювелирной организации на определенном этапе ее развития.

Содержание элементов  взаимодействий в ювелирной культуре раскрывается в следующей таблице.

Таблица 1

Элементы взаимодействия в ювелирной культуре и их содержание

Элементы Содержание
Профессионально-трудовые Профессиональная подготовка, дисциплинированность, ответственность, знания, навыки, мастерство, организационно-технологическое совершенствование труда
Социально-психологические Индивидуально-психологические качества работников, соответствие места и должности их деятельности
Этические Принципы, нормы, одобряемые в обществе (честность, порядочность, совестливость, внимательность, вежливость, выдержка, терпение, культура речи и др.)
Эстетические Качество произведений  декоративно-прикладного искусства, презентация готовой продукции,  компетентность обслуживающего персонала,  наличие бренда, оригинальность элементов упаковки

Культура взаимодействий на микроуровне системы «ювелирная культура» в целом формируется не только профессионально-трудовыми требованиями, социально-психологическими установлениями, этическими нормами и правилами, безусловно принятыми к соблюдению и выполнению, но и стремлением к  творческой деятельности, напрямую связанной с социокультурными инновациями, которые являются  прежде всего реакциями человека на изменение окружающих условий  и  представляют собой специфический механизм формирования новых творческих идей и технологий, которые в дальнейшем становятся предпосылками обновления ювелирной  культуры. А. Моль в своей монографии «Социодинамика культуры»[2] приводит механизм и последовательность распространения  культурных образцов:

1) выработка  новых идей творческими деятелями;

2) стандартизация и распространение инноваций сначала в небольшой социальной группе —  в среде творческой интеллигенции;

3)более или менее случайный отбор отдельных элементов этих инноваций средствами массовой коммуникации и распространение отобранных элементов среди  всего общества в целом;

4) оснащение творческого деятеля новыми идеями.

         Сами процессы социокультурных изменений, связанные с  распространением, модификацией, принятием или отрицанием творческих идей  в ювелирной организации,  являются инновационными процессами. 

В их результате сотрудник   все глубже познает самого себя, находясь при этом  в непрерывном творческом саморазвитии и самосовершенствовании.

Реализация  инновации начинает свой цикл с побудительного механизма – возникновения потребности, а завершается достижением желаемой цели. Достижение цели, в свою очередь,  не является конечным этапом цикла,  так как  живые системы относятся к динамическим (постоянно изменяющимся) структурам, склонным к формированию все новых и новых побудительных механизмов.

Цикл начинается в тот  момент, когда творческая личность осуществляет свою основную функцию — рождает оригинальную идею, отталкиваясь при этом от множества других элементов мысли,  имеющихся в данный момент в ее сознании. В процессе творчества эта  идея  проходит через фильтры критического разума, различных требований формализации и стандартизации и, в конце концов,  как бы отливается в каноны рациональной или эстетической мысли, воплощаясь в законченном виде  в ювелирном украшении. «С этого момента они (идеи-Авт.) уже принадлежат к миру реально существующих вещей, отделяются от личности автора и вступают в соприкосновение с некоторой, хотя бы совсем небольшой, частью социальной среды» (1).

         Условия творческой   среды, в которой функционирует ювелирная организация, преломляются через внутренние  социально-психологические особенности деятельности отдельных членов коллектива, через их способы восприятия и оценки изменений  на ювелирном рынке.  Несмотря на то что для значительного числа профессиональных групп в ювелирной сфере характерна преимущественно совместно-индивидуальная деятельность, она оказывает влияние на характер межличностных отношений, причем степень этого влияния возрастает по мере развития группы.

Именно организация способна  развивать инновационные технологии и поддерживать творческую активность работников.  Сформулированный подход к пониманию ориентаций творческого развития взаимодействующих друг с другом индивидов делает возможным и необходимым рассмотрение процессов коммуникации не только как внешнее стимулирование социальных явлений, отдельных актов поведения индивидов, но и как влияние на целостную личность, целостный коллектив, опосредуемое их социально-культурной структурой.

         Исследование вопроса о влиянии ювелирной организации на возможность раскрытия  внутреннего творческого потенциала  выявило,  что из числа   художников  согласны  с тем, что это влияние полное  66,7%, частичное – 25,0%. У работников, владеющих профессиональными умениями и навыками по изготовлению изделий в полном цикле,  картина прямо противоположная: 16,7 и 83,7%. Таким образом, те, кто  имеет специальное художественное образование и высокую квалификацию в  ручном изготовлении  изделий,  чаще склоняются к тому, что ювелирная организация влияет на их возможность раскрыть свой потенциал лишь частично.

Субъекты ювелирного творчества достаточно адекватно оценивают сложившуюся ситуацию и особенно не рассчитывают на чью-то помощь,  в том числе со стороны предпринимателей,  выступающих в качестве работодателей.   55,2% экспертов считают, что последние поддерживают творчество только лишь в том случае, если сами могут получить прибыль; 28,9 — что они средств  вообще не дают; 5,3% — что  раньше давали,  а теперь перестали; столько же, что многие художники творческие проекты не предлагают, зная, что все равно средств на  их воплощение не получат. «Позитивное у нас — сравнительно большое число авторов, сильные традиции, хорошая школа владения материалом. Негативное – одноликость многих работ, вызванная слабостью технической базы, и недостаток материалов» —  такое мнение об особенностях ювелирного дела часто можно услышать в сегодняшней России.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что социально-технологические установки в российском ювелирном сообществе  существуют пока скорее как набор декларативных принципов для персонала, с которыми реальная практика управления все еще входит в противоречие. Креативный уровень социально-технологической культуры, характеризующийся системной интеграцией всех ее элементов, отметили лишь 4%  руководителей ювелирных организаций, имеющих высшее художественное образование и регулярно посещающих зарубежные ювелирные выставки.

Эмпирические индикаторы профессиональной  подсистемы ювелирной культуры показывают, что решения о внедрении инноваций принимают,  опираясь на анализ ситуации,  только четверть руководителей ювелирных предприятий,  опираясь на эмоциональное состояние  — более половины опрошенных. Также более половины руководителей  не всегда могут правильно оценить представленные проекты будущих коллекций с точки зрения новизны и перспективности. Тем не менее при принятии решений в составе художественного совета более трети руководителей ювелирных организаций стараются найти пусть даже несовершенное, но практичное  инновационное решение. Свою способность корректировать поведение в соответствии с ситуацией, разрабатывать дальнейшие технологические процедуры высоко оценили 20% руководителей  в провинциальных городах (Красное Село, Кострома, Тула, Нижний Тагил) и треть в  Москве.

         Анализ факторов социодинамики   на  мезоуровне «ювелирная организация» выявил  наличие нескольких противоречивых тенденций. Инновационные  технологии, которые сегодня используются на современных предприятиях, можно разделить на три группы. Первая объединяет технологии, которые ювелиры считают необходимыми в профессиональной деятельности. К ним относятся литье, штамп. Вторую группу технологий 47% ювелиров знают, но пока еще не применяют на практике. Это компьютерное моделирование и литье с камнями. Третья группа представлена традиционными технологиями, которые ювелиры знают и повсеместно используют. При этом даже  те новейшие технологии, важность  и эффективность которых ювелиры признают, на практике используют далеко не все. Это касается, например, технологии гальванического покрытия с помощью родия изделий из белого золота. Кроме того, чем ниже уровень профессиональной подготовки руководителей ювелирных предприятий, тем меньше инновационных технологий используют на производстве. Информационная грамотность ювелиров остается очень невысокой. Только пятая часть ювелиров может адекватно оценить происходящие актуальные события  на ювелирном рынке. Трудности корректировки деятельности при разработке новых коллекций  отметили 12% респондентов. Только около трети ювелиров учитывают изменения потребительских предпочтений и следят за изменениями ювелирной моды. Таким образом, аналитические навыки прогнозирования новых трендов на ювелирном рынке у ювелиров развиты слабо, социально-диагностическая деятельность требует совершенствования технологий ее организации.

Инновационные подходы к формированию ассортимента  реализуются на интуитивной основе. Тем не менее значимость инновационных  технологий как средства повышения эффективности изготовления ювелирных изделий осознают около половины опрошенных ювелиров (48%), а 12% из них напрямую связывают успешность профессиональной деятельности с применением инноваций. Однако только  половина от этого числа  отметили высокий уровень адаптированности прогрессивных  технологий, а 43%  считают, что  уровень технологических разработок и освоения новых стилей в дизайне на отечественных предприятиях невысок. Такая оценка объясняется тем, что, по мнению руководителей, оригинальные коллекции ювелирных украшений у основной массы потребителей массовой продукции  имеют риск невостребованности, а внедрение на рынок необычных изделий  сопряжено с  большими затратами  на маркетинг

и продвижение.

         Около половины респондентов выразили готовность ознакомиться

с новыми направлениями в ювелирной моде и овладеть инновационными технологиями производства. Эту группу можно охарактеризовать как ядро формирования ювелирной  культуры нового российского ювелирного менеджмента. Социальный портрет представителей этой группы выглядит следующим образом: они молоды (входят в первую и частично во вторую возрастные группы), имеют профессиональное образование в области ювелирного искусства и хотят  получить дополнительное экономическое или юридическое высшее образование;  как правило, они высоко оценивают свою творческую  активность и успешность. Таким образом, большая часть ювелиров понимают значимость инновационных технологий и новых подходов к проектированию ассортимента или ощущают потребность в их внедрении в производственную практику, что говорит о наличии необходимых предпосылок для формирования и развития  ювелирной  культуры.

Экспертный опрос выявил, что наиболее оптимальной для успешного развития художественной ювелирной культуры и любой творческой деятельности в современных условиях представляется  общая  тенденция, соединяющая в себе установку на технологическую интерпретацию традиционных приемов декоративной обработки драгоценных металлов и инновационные технологии.  Общеизвестно, что творческое переосмысление традиции создает самобытную школу современного русского ювелирного искусства, но нынешний облик ювелирной культуры определяют идеалы массовой культуры и  поэтому такая  самобытность проявляется крайне редко. Она противоречит  принципам  предпринимательства, несовместимым с художественным созиданием высокого уровня. Вот почему в современном рыночном пространстве потребительский выбор формируется массовым производством  ювелирной продукции, изготовленной методом литья по выплавляемым восковым моделям.

            Рынок – это не только и не столько механизмы хозяйственного взаимодействия, это особая структура построения жизни как отдельных людей, так и профессиональных сообществ. Правила рынка адаптируются к той культурной среде, в рамках которой он развивается,  и к совокупности реальных организаций, действующих на этом рынке. Рынок таит в самом себе источник развития и  постоянно подталкивает субъектов взаимоотношений  к тем или  иным действиям,  а также создает мотивации для непрерывного развития и самоусовершенствования. Контрадаптивная тенденция со стороны рынка проявляется либо в ходе сознательных рыночных реформ (всего национального хозяйства или одной отрасли), либо в периоды кризиса, когда рынок начинает навязывать новые правила поведения функционирующим в нем субъектам.

         Ювелирный рынок как сложный объект характеризуется многослойной структурой, разнообразными связями и процессами, в том числе  процессами предполагающими коммуникации, насыщенные межличностными отношениями. Важная особенность системы «ювелирный рынок» заключается в том, что ее подсистемы развиваются в условиях непредсказуемости, неопределенности, когда необходимо вырабатывать способы и методы воздействия, с одной стороны,  способствующие удовлетворению потребностей человека, с другой — направленные на сбалансированное функционирование всей системы.  Выход из кризиса

в этом плане видится в  формировании  новой институциональной среды, новых правил, новых институциональных факторов развития рыночных отношений и  принципиальных изменениях основ функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, включая действия, связанные с переходом прав собственности, изменением  физического, химического состояния, хранением и перемещением драгоценных металлов и камней.

         В обыденном сознании семантическое поле обмена чаще связывают

с экономическим фактором, но социологический подход показывает, что обмен — универсальный процесс социального взаимодействия. Социальные отношения (объективные и субъективные) осуществляются посредством коммуникации и сопровождаются насыщенными межличностными связями, в процессе которых внутренние отношения между системными элементами могут непрерывно меняться, обусловливая формирование специфических особенностей  при сохранении главных качеств системы: целостности и тенденции к самосохранению.

         Анализ  процессов взаимодействия  в современных рыночных условиях позволил выявить его особенности:

1. Функциональная  природа услуг  определяется  мотивами взаимодействия, степенью его важности и характером нужд рынка.

 2. Структура отношений формируется  отношениями представителей институтов,  как официальными,  так и неофициальными (межличностными).

3. Общение (коммуникативное, интерактивное, перцептивное) осуществляется с учетом индивидуальных запросов, материальных возможностей  и эмоционального состояния потребителя.

4. Регулярность, периодичность взаимодействий обмена формируют персонифицированную среду ювелирного рынка.

5. На процесс взаимодействия при обмене значительное влияние оказывают эстетические элементы окружающего пространства и этические нормы и правила.

6. Конечным результатом взаимодействия является функциональное назначение услуги  или полезность украшения, которые оцениваются объективными и субъективными категориями  (удовлетворенность  /неудовлетворенность потребителя).

         Автор диссертации провел изучение современных  особенностей взаимодействия  рынка и художественной ювелирной культуры  в нашей стране.  Степень благоприятности  условий рыночной  экономики для купли-продажи высокохудожественных изделий оценивается экспертами в 2,5 балла — ровно половина от возможных пяти баллов.  Такая оценка соответствует мнениям представителей художественной интеллигенции и ученых о взаимоотношениях ювелирной культуры и рынка. Едва ли можно обнаружить хотя бы одно высказывание, безоговорочно принимающее и приветствующее коммерциализацию ювелирной культуры.

Наряду с негативным отношением к рынку существует точка зрения, признающая, что в нем есть   некоторые  позитивные моменты для развития традиционного прикладного искусства, которые можно отнести и к  художественной ювелирной культуре. Высказываются мнения, что рынок формирует и развивает конкуренцию за потребителя ювелирных украшений, за наиболее качественное удовлетворение его потребностей, что он является специфическим механизмом трансформации существующих в какой-то сфере предпочтений и  потребностей в способы деятельности, механизмом, обеспечивающим приоритет тех способов и результатов деятельности, за которые кто-то готов платить .

В современных условиях в нашей стране ювелирная культура оказалась заложником огромного экономического монстра, навязывающего ей свои законы, модели потребления, образцы, ценности и нормативы, хотя все должно быть наоборот, культура должна готовить ценностно-нормативную платформу для социально-экономических и других преобразований

в обществе. В действительности рыночные отношения в настоящее время создают условия для навязывания  низкопробных потребностей и вкусов.

Рынок способствует, с одной стороны, снижению требовательности самих художников-ювелиров к качеству создаваемых изделий,  с другой — повышению цен на продукцию традиционного декоративно-прикладного искусства. Законы торговой конъюнктуры становятся препятствием для стимулирования высокого уровня творчества и создания  настоящих культурных ценностей.

         Противоречивый характер рыночных отношений показывают также результаты исследования условий функционирования  рынка.

Экономическую ситуацию, складывающуюся на ювелирном рынке и характеризующуюся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платой, а также динамикой производства и потребления,  эксперты оценивают  как способствующую  развитию художественной ювелирной культуры в 3,9 балла, как сдерживающую в 4,9 балла.

Неоднозначна оценка таких механизмов рынка, как реклама и спрос на продукцию ручного творчества. По полученным данным, организация рекламы ювелирных украшений в целом несколько улучшилась, однако реклама представляет собой не только стимулирующий,  но и сдерживающий фактор,  так как она часто способствует продвижению недостаточно качественной продукции массового спроса или  изделий не отечественных, а знаменитых зарубежных брендов. Думается, этим обусловлена и неоднозначность оценки спроса на отечественную ювелирную продукцию, ибо спрос определяет не только продвижение, но и созидание. С одной стороны, он стимулирует непосредственное включение в творческий процесс, результатом которого может стать создание необычных, уникальных произведений, с другой — им же обусловлена возможность появления штампов, что чаще всего наблюдается в настоящее время в работе большинства ювелирных предприятий.

Таким образом, рыночные отношения оказывают на ювелирную художественную культуру как позитивное, так и негативное влияние. На наш взгляд, некоторые позитивные стороны в системе «ювелирная культура — рынок» заложены в самой сущности рынка, основу которого составляет механизм самоопределения,  включающий в себя свободные рыночные цены, экономическую конкуренцию между  производителями и свободный выбор партнеров. Этот механизм предполагает самостоятельное определение того, что производить, как и для кого. Рынок создает условия для адекватной социальной оценки художественных произведений ювелирного искусства,  для конкурентоспособности продукции, формирует ситуацию выбора при многообразии и разнонаправленности предлагаемых товаров и услуг. Произведения ювелиров-художников  рассматриваются сквозь призму конкурентоспособности и способности адаптироваться к современным требованиям рыночной среды.

         Сфера художественной ювелирной культуры, являясь опосредствующим звеном между крупными предприятиями и традиционным декоративно-прикладным творчеством,  реализует определенные цели и задачи не только через предоставление новаторских и креативных идей для создания интересных коллекций, но и через организацию продвижения и пропаганду  высокохудожественных индивидуальных ювелирных изделий на отраслевых выставках и в средствах массовой информации. Важная роль индивидуального художественного ювелирного творчества объясняется тем, что невозможно заинтересовать население массово растиражированными изделиями, которыми заполнены прилавки многочисленных магазинов. Неслучайно  поэтому оригинальные произведения ювелирного искусства,  как способствующие проявлению интереса к ювелирному творчеству,  оцениваются экспертами в 3,2 балла, а  массовые однотипные,  как сдерживающие этот  интерес, — в 2,9 балла. Причем 34,2% экспертов  считают, что воздействие таких оригинальных произведений на ювелирную культуру ухудшилось,  26,3% — осталось на прежнем уровне,  19,2% — улучшилось,  26,3% затруднились с  ответом.

         В исследовании установлено, что рассмотрение взаимодействий индивида  с социальной средой  требует прежде всего дифференциальной характеристики внешних факторов, определяющих его инновационную предрасположенность  и творческую активность.

         Различие специфических реакций индивида на изменяющиеся социокультурные условия приводит к необходимости ввести понятие «творческая активность», под которой понимается та мера изменчивости, обновления поведения индивида, которая обусловлена его внутренней культурной и психологической готовностью к изменениям в ответ на требования окружающей среды.

         Динамизм рыночного пространства,  его высокая степень неопределенности, ситуации  риска невостребованности выпускаемой продукции затрудняют для индивида логический анализ происходящих событий на ювелирном рынке и осмысленную планомерную разработку  технологий достижения жизненных и профессиональных целей, определяют особенности формирования его творческой позиции. Взаимодействия индивида – это  взаимодействия  на  микроуровне системы «ювелирная культура». Они  отражают жизненные условия индивида, связанные с его непосредственным окружением, его ближайшей средой, с национально-этническими и региональными особенностями, семейными и другими традициями, оказывающими воздействие на его ценностные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни.

Взаимодействия мотивов и стимулов, формирующих творческие установки, приводят к возникновению диспозиций личности — ориентаций, предшествующих  поведению. Диспозиции связаны с установками личности — готовностью действовать определенным образом в отношении конкретного  объекта в конкретной ситуации[3]. Установка предшествует деятельности и во взаимодействии с мотивами и стимулами предопределяет  диспозиции -. Согласно теории саморегуляции  социального поведения, разработанной  В.А.Ядовым[4] , выделяются высший, средний и низкий уровни  диспозиций. Высший уровень представляет собой  концепцию жизни, ее воплощение в ценностных ориентациях и общую направленность интересов, регулирующих в совокупности социальное поведение. Применительно к ювелирной  культуре высшим уровнем диспозиций   можно считать  профессиональные умения, навыки,  знания индивида, принятые им  в качестве   ведущих детерминант профессиональной  деятельности нормы и  ценности .  Именно они обеспечивают  включение индивида в профессиональное сообщество, в культурно-творческий процесс.

Диспозиции среднего уровня  — это обобщение  установки на  предметы ювелирной  культуры  и их ценностное содержание. На этом уровне саморегуляции  личность осуществляет выбор конкретной специализации в своем творчестве.

         На нижнем уровне диспозиций  саморегуляция осуществляется на основе формирования ситуативных установок, определяющих действия

в конкретных условиях, в данной профессиональной  и социальной среде. Диспозициями этого уровня обусловлено поведение личности и по отношению к профессиональным  ценностям в ситуации выбора.

Диспозиции личности  тесно взаимосвязаны, это иерархически организованная система. Высшие из них, составляя концепцию профессиональной деятельности, определяют доминантную направленность интересов и ценностных ориентаций на ювелирную  культуру и оказывают влияние на средние и нижние. Последние в то же время остаются относительно самостоятельными и обеспечивают адаптацию личности

к изменяющимся условиям при сохранении устойчивости первых. Обобщенные установки обусловливают художественное  творчество, развитие креативности  при создании конкретных произведений, но в то же время ситуативные  установки позволяют личности адекватно реагировать на изменения в   мировой  ювелирной  культуры, а также помогают ей  адаптироваться к этим изменениям  и воспринимать инновации в ювелирной культуре.

         Нельзя не отметить, что инновационные поиски художника находят отражение и в психологиитворческого процесса. Приступая к новаторскому творчеству, художник порывает с коллективным субъектом и обособляет себя от данной культурной общности.

Механизм социальных взаимодействий художника-ювелира   с внешней средой  можно представить как последовательность  взаимовлияющих процессов:

1) отображение  условий жизнедеятельности в сознании человека;

2) оценка изменения этих состояний;

3) соотношение оценки с ожиданиями и жизненными планами;

4) внутренние и поведенческие аффекты, возникающие вследствие взаимодействия объективных условий жизнедеятельности с субъективными оценками и ожиданиями (например, переживаниями дискомфорта вплоть до шока от осознания огромности дистанции, отделяющей ожидания от реальной социальной действительности);

5) защитная реакция, в которую можно включить даже фазу апатии, сопровождающуюся автоматизмом действий и ухудшением памяти;

6) принятие  решения о взаимодействии;

7) инновационный выбор, предполагающий переход от идеального решения к стадии его воплощения, необратимый «запуск» механизма реализации новации в условиях нестабильности и риска;

8) качественный переход жизненных ориентиров из одного состояния

в другое. 

         Таким образом,  новаторская творческая деятельность художника, опережая свое социокультурное время, может выступать в роли формообразующего и интегрирующего элемента социодинамики ювелирной культуры.

Однако в социологических исследованиях отмечаются не столько изменения в общественной системе ценностных ориентаций отдельных художников-ювелиров, сколько деформация  всей системы «ювелирная культура»  под прессом технологических инноваций,  общей глобализации международного ювелирного рынка,  снижения конкурентоспособности традиционной ювелирной продукции и повышения риска ее невостребованности.

         Проблема социально-экономической зависимости развития художественной ювелирной культуры существовала всегда, но раньше она имела совершенно иной характер, обусловленный непосредственной связью этого развития  с наличием драгоценного сырья (редких камней и минералов). Сейчас  происходит преимущественное развитие вторичных форм проектирования ювелирных изделий на конкретного заказчика, на удовлетворение клиентских запросов, что  противоречит  творческим планам ювелира-художника, ставит его, как и всю ювелирную культуру, в экономическую зависимость от общества, которое выражается в  невозможности для художника самостоятельно обеспечить себя.

         Согласно  проведенным  исследованиям, зависимость социодинамики  художественной ювелирной культуры от экономических условий оценивается экспертами в 4,3 балла. Ее можно рассматривать через деятельность, с одной стороны, художника как наемного работника в организациях, производящих массовую продукцию, с другой  — художника-индивидуала как субъекта творчества. В основе такой зависимости не столько фактическое состояние подчиненности и беспомощности, сколько умонастроения, установки на определенный тип экономических отношений.

         Полученные в результате исследований данные показывают, что  экономические условия развития ювелирной  художественной культуры оцениваются преимущественно как сдерживающие. В последнее десятилетие усилилось влияние экономических условий на активность творческих деятелей в области традиционного ювелирного искусства, что отмечают 84,2 — 87,4% экспертов. В этих условиях проявились  такие тенденции, как

ожидание помощи со стороны государства, экономическая пассивность, нежелание нести расходы  в ожидании лучших времен, боязнь риска, отсутствие внутренней готовности к изменениям, заниженная мотивация деятельности.

         Для уточнения основных факторов влияния социальной и культурной среды на развитие ювелирной культуры  был проведен  детальный анализ мнений экспертов о динамике и характере условий труда, жизни и быта, воспитания и развития человека, условий проведения свободного времени, работы учреждений культуры и искусства. Этот анализ  включал в себя совокупность вещественных, личностных и социальных элементов. Он показал,  что работа вызывает у людей усталость и стремление к пассивному  отдыху, предпочтительно лишь общение в тесном кругу близких друзей. Людям  уже не до творчества, а если они им и занимаются, то чаще всего  лишь для того, чтобы делать подарки  любимым и близким.

         Пассивное ожидание свойственно в настоящее время  художникам-индивидуалам, особенно в провинции, так как там отсутствуют объективные условия, определяющие возможности коммерческой деятельности, покупки эффективного сырья для вхождения в рыночную экономику. «Важно чтобы новые и прогрессивные  идеи поддерживались на производстве» — такое желание высказали 69,6% опрошенных художников-ювелиров, имеющих специальное профессиональное образование.

         Базовая модель условий, ответственных за формирование ювелирной культуры на макро-, мезо-  и микроуровне,  включает в себя закономерности, которые содержатся  в подсистеме «профессиональное образование в ювелирном искусстве» и могут формулироваться в виде вероятностных утверждений. Однако в процессе проведенных исследований  выявлено, что  развитие внешних и внутренних взаимосвязей  обусловлено влиянием социальных и культурных факторов, детерминированных развитием профессиональных умений и навыков, ценностными ориентациями,  творческой активностью, а также принадлежностью к социальной группе

и стремлением к самоактуализации.  По выборке на кафедре «Ювелирное искусство» в Высшей школе народных искусств только половина студентов дали положительный ответ на вопрос о наличии профессиональных и личных целей. В регионах точно знают, чего хотят добиться в профессиональной

и  личной жизни, около 55% будущих ювелиров. В столичных же городах большая часть студентов имеют лишь приоритеты в своей будущей деятельности. Четверть столичных студентов в достижении цели готовы положиться на случай (в регионах этот показатель не превышает 1-5%), а третья часть из них не могут согласовать различные цели (в провинции таких студентов в два раза меньше). Если не получается достичь цели быстро, в столичных городах  теряют стимул 13%  студентов по сравнению с 2-6% в провинциальных городах. Только треть будущих художников-ювелиров

(с небольшим разбросом по выборке) анализируют свои коллекции, изучают новые тенденции в ювелирной моде, сотрудничают с ювелирными предприятиями в целях создания и продвижения собственных творческих  идей.

         Исследования среди выпускников  образовательных учреждений выявили  слабо сформированную способность реализовать свои знания профессиональных технологий на практике, нести ответственность за качество профессиональной деятельности и ее последствия.

Более трети студентов осуществляют разработку собственных творческих коллекций, однако сложность реализации их идей конкретному производителю  в среднем у четверти номинантов  связывается с отсутствием знания  потребительских предпочтений  и умения прогнозировать будущие потребности в том или ином типе украшений в определенной нише ювелирного рынка.

Таким образом, когнитивная составляющая профессиональной подготовки ювелиров в целом сформирована, хотя и отличается фрагментарностью, оторванностью от практики. Для них характерно рассогласование знаниевой и поведенческой составляющих. То есть студенты знают, что необходимо делать для достижения цели, но применить эти знания в практической деятельности не могут, реальные их действия далеки от технологичности.

Информационно-технологическая и коммуникативная компетенции ювелиров достаточно высоки, а практическая социально-технологическая подготовка развита крайне слабо, у них практически отсутствуют навыки не только проектирования, но и реализации собственных творческих проектов на ювелирных предприятиях.

Исследования выявили, что акцент на информационной составляющей как основе инновационного процесса ведёт к забвению другой стороны социального творчества — ценностно-ориентационной, возбуждающей социальную энергию и активность человека. Оказывается, что одной только новой информации о новшестве  совершенно недостаточно. Для того чтобы данную новацию реализовать, необходим иной уровень мотивации  субъектов данного процесса. Речь идет о факторах  прежде всего социального, культурного и духовного плана, связанных с устойчивой идентичностью человека.  Ухудшение условий труда, жизни и быта, воспитания и развития индивида, условий проведения им свободного времени имеет непосредственную связь с его творческой позицией  в процессе опредмечивания и распредмечивания им знаний, ценностей, норм и образцов профессиональной деятельности. Если длительное время действуют мощные внешние факторы, не способствующие решению финансовых проблем, готовность к проявлению собственной творческой активности уменьшается, вступает  в действие механизм привыкания. Пассивная, облегченная социально-экономическая модель закрепляется в образцах поведения, ценностях и ориентациях, мотивации деятельности, что и наблюдается в современных условиях.

С помощью кластерного анализа был оценен уровень технологической культуры у будущих выпускников образовательных учреждений в области ювелирной культуры. Полученные данные показывают, что большая часть студентов демонстрируют репродуктивно-формальный уровень этой культуры (60%), четверть  студентов – функциональный и лишь 5,5% – эвристический уровень.

         Показатели, характеризующие социальную адаптированность выпускников профессиональных учебных заведений, позволяют сделать вывод о том, что их  профессиональная  компетентность  достаточно  высока. И все же студенты признаются, что при вступлении в новый коллектив испытывают трудности и конфликты с руководством организаций. Частота конфликтов возрастает при продвижении креативных идей у руководства ювелирных организаций, так как в 76% случаев социальное мышление руководителей и менеджеров отделов маркетинга не обладает признаками целостности. Большая часть будущих руководителей следит за изменениями в ювелирной моде, но со своей, индивидуальной позиции. Около половины опрошенных молодых специалистов признались, что руководство не понимает значения предвидения и прогнозирования новых трендов в художественной обработке металлов и самоцветных камней.

Таким образом, инновационный уровень в восприятии новых направлений ювелирного творчества характеризуется фрагментарностью, несформированностью отдельных элементов. Это восприятие в современных условиях имеет довольно  противоречивый характер, включая весь спектр нюансов, от самых позитивных до самых негативных. Оно воздействует на  социокультурную информацию и определяют ее саморегулирование, которое  происходит:

1) благодаря самодостаточности и наличию внутренних резервов творческой активности отдельных художников-ювелиров, не потерявших свою востребованность в современных рыночных условиях;

2) за счет социальных общностей, групп и индивидов, ориентирующихся на этнические традиции, самобытную культуру, пользующихся ее знаниями, ценностями, нормами, образцами поведения

и деятельности в процессе самоактуализации;

3) как процесс рефлексии, изменения социокультурных ориентаций

и картины мира субъекта, что определяет изменчивость элементов

в  художественной ювелирной культуре.

Под воздействием социальных условий появляются новые типы систем ценностных ориентаций, соответствующие эпохе, времени и характеризующие мировосприятие

ювелирного искусства в конкретный исторический период, которые необходимо привить выпускникам российских учебных заведений в области традиционного ювелирного искусства.

Используемая литература:

Моль А. Социодинамика культуры , М: ЛКИ, 2008, С.210


[1]Шумпетер И. Теория экономического развития. (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюнктуры). Пер. с анг., М.:Прогресс, 1992.

[2]Моль А. Социодинамика культуры. М.: ЛКИ, 2008. С. 210.

[3] Зборовский Г.Л. Общая социология.М.: Гардарики, 2004.

[4] См.: Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: учеб. пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2003.