Основными событиями для состоятельных людей являются показы мод, на которых и определяются основные модные тенденции предстоящих сезонов.

Определений моды встречается очень много, но все их можно свести к двум основным:

  1. Мода — это то, что имеет в определенное время самое большое распространение, пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства.
  2. Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта.

Мода на  ювелирные украшения во многом связана с модой на одежду, прически, головные уборы. Главное влияние на творчество ювелиров оказывает, конечно,  мода на одежду:  назначение одежды, длина платья, рукавов, глубина выреза, покрой, материал. Эта  истина лежала в основе всего ювелирного искусства прошлого. Не стоит забывать о ней и сейчас, тем более что в наше время  мода на одежду развивается очень быстрыми темпами.  Но справедлива и обратная зависимость: как говорят художники-модельеры, никакой наряд нельзя считать законченным без определенных ювелирных украшений.                            

Развитие дизайна  украшений и их силуэта всегда  зависело от стиля одежды, который преобладал в тот или иной промежуток времени. Так, в 1840-е годы серьги практически не носили, поскольку  уши полностью закрывали волосами. А в  1860-х и 1870-х годах серьги  стали просто огромными, чуть ли не лежали на плечах и пользовались большой популярностью, так как они отлично подходили к прическам того времени, когда волосы зачесывали ото лба к затылку, и к глубоким декольте бальных платьев.

      В конце 19 века самыми модными украшениями стали броши. Они были мелкие  по размеру и тонкие по дизайну, так как их носили на вороте или на кружевных и тюлевых шарфах. Затем, когда в моду вошли декольте,  в  первом десятилетии 20 века, появились типичные украшения для корсажа — крупные броши, которые пришивали непосредственно к платью. Когда же в 1910 году корсаж перестал быть частью женского туалета, такие украшения стали переделывать в подвески, которые носили на тонких цепочках.

Типичным ожерельем 1920-х годов был сотуар (длинная нить бусин или цепь, замкнутая или с открытыми концами), украшенный кистью или подвеской. Он идеально подходил к платьям с низкой талией. Длинные украшения на шее раскачивались вместе с хозяйкой в ритмах зажигательных танцев 1920-х годов.

В конце 1920-х годов Коко Шанель начала шить свои спортивные и одновременно элегантные и шикарные модели, надолго задержавшиеся в моде. Ее классический костюм — двойка предусматривал обязательный аксессуар в виде длинных нитей жемчуга или массивных золотых цепей.

Первые послевоенные годы стали временем реакции на пережитые тяготы войны. В 1945 году новые французские дома высокой моды «Живанши» и «Балансиага» представили коллекции платьев с пышными короткими юбками и декольте. Изменилась и мода на ювелирные изделия. К концу 1940-х годов глубокие декольте в форме сердца вечерних платьев во множестве украшали ожерелья в форме нагрудников. В 1950-х годах ожерелья носили как днем, так и вечером. Стали популярны  броши, украшенные роскошными экзотическими цветами,  птицами, животными и листьями.

Под влиянием полетов в космос и научной фантастики в ювелирной моде в 1960-х годов появилось множество новых фактур  типа «поверхность луны» или «морское дно», которые украшали абстрактные изделия с неограненными кристаллами минералов.

Мода на короткие ожерелья резко прошла, когда этнические веяния заставили женщин надеть длинные юбки, сборчатые блузки и шали с бахромой. Благодаря популярности индийских мотивов в 1970-е годы в моду вернулись бусы из цветных драгоценных камней или кораллов, которые лежали в несколько рядов вокруг шеи, с центральным элементом из золота в виде стилизованного цветка или маски животного.

В конце 20 века процесс эмансипации привел к тому, что для  женщин не осталось недоступных сфер деятельности. Образованные и целеустремленные женщины хотели носить вещи, подчеркивающие их новую роль в обществе. Романтический стиль с этническим налетом был вытеснен одеждой, соответствующей образу жизни бизнес-леди. Главным фаворитом в конце 20 века стал строгий костюм, который можно было носить с утра до вечера, надевать на совещания и в оперу. Джорджио Армани отлично угадал эту потребность и предложил женщинам одежду, заимствованную из мужского гардероба. Самыми  модными цветами в одежде стали бежевый, серый, синий и черный. Соответственно такая одежда потребовала ярких деталей. Так в ювелирном искусстве оказался востребован цвет фуксии (турмалины), оранжевый (цитрин), бирюзовый (бирюза) и яблочно-зеленый (перидот). Украшения стали более крупными, броскими, но в то же время более удобными в носке.

Длинные бусы  1970-х годов сменились короткими гладкими ожерельями, которые отлично подходили к приталенным жакетам. Самым популярным ожерельем стал «ошейник», который носили у основания шеи.

Часто  мода на ювелирные изделия возникает под влиянием географических открытий. Так было, например, после нескольких научных экспедиций в Индию или в Африку. Источником вдохновения для дизайнеров 19 века  служило искусство народов Африки. Например, новым элементом в дизайне ювелирных изделий стали африканские маски. Широкие браслеты, вырезанные из слоновой кости, дерева или выполненные из металла, во множестве украшали запястья дам. В больших количествах такие же браслеты копировались в бижутерии.

Из индийского традиционного костюма в европейские ювелирные украшения перекочевали  шнурки с кисточками, превратившись в ожерелья и сотуары. Резные рубины, сапфиры и изумруды из Индии, попав в Европу,  превращались в цветы, листья, фрукты и ягоды на украшениях «тутти-фрутти» или «фруктовый салат» фирмы Картье.

Оккупация Францией Алжира (1830 — 1847) и массовый ввоз в Европу кафтанов и прочих экзотических товаров мавританского происхождения привели к появлению в моде нового направления. Европейские ювелиры никогда не копировали изделия, изготовленные на Среднем Востоке, однако узлы, ленты, вьющиеся шнурки, фестоны и кисточки североафриканских костюмов, воспроизведенные в золоте, превращались в броши, серьги и центральные звенья браслетов.

После французской экспедиции в Китай, захвата Пекина и Летнего дворца в 1960 году во Францию было вывезено большое количество императорских нефритов и из  них стали создавать совершенно необычные украшения.

Вследствие того, что с 1850-х годов западные страны начали торговать с Японией, в Европу начали поступать доселе неизвестные образцы японского искусства, значительно повлиявшие на орнамент ювелирных украшений.                           Практически всегда мода меняется в процессе развития более совершенных технологий изготовления и обработки  ювелирных материалов.

Так, в начале 20 века  добиться легкости и тонкости изделий  было невозможно, не начни ювелиры использовать платину. До этого относительная мягкость серебра заставляла ювелиров увеличивать массу оправы, дублируя ее золотом, чтобы сделать изделие прочнее. В результате украшения становились тяжелыми, массивными, неудобными в носке и тускнели со временем. Прочность и твердость платины позволили мастерам сократить массу металла в оправе до минимума и превращать ее в удивительные изделия с кружевными узорами. Так  в ювелирном искусстве возник изящный стиль гирлянды.

Однако этот стиль  быстро забыли, после того как в Париже и Лондоне в 1910 году выступил Дягилевский русский балет. Первое представление «Шехерезады» стало для публики сенсацией благодаря роскошным ярким костюмам и декорациям. Костюмы, придуманные Бакстом, напоминавшие разноцветные богатые наряды обитателей  гарема турецкого султана,  произвели на парижан  столь сильное впечатление, что кутюрье немедленно обратились к восточным мотивам. В ювелирное искусство вернулись яркие драгоценные камни в самых невероятных сочетаниях и различные мотивы в виде павлиньих перьев и цветков лотоса.

Бывает так, что на разработку необычных коллекций дизайнеров вдохновляют научные открытия. В ноябре 1922 года в Долине царей в Египте была обнаружена гробница Тутанхамона, в результате в 1930-е годы возродился  интерес к египетскому стилю. Типичными мотивами украшений стали скарабеи, змеи, пирамиды, пальмы, иероглифы и сфинксы (позже с туловищем льва и головой фараона, вола, ястреба или сокола). Археологические раскопки в Центральной и Южной Америке привлекли внимание к индейцам-майя и доколумбовой цивилизации. В ювелирных изделиях появились геометрические узоры, характерные для южноамериканского искусства. Практически всегда ювелирная мода  возникает  при открытии  новых месторождений камней. Так,  открытие в Западной Австралии  месторождения «Арджайль»  в 1979 году привело к насыщению рынка розовыми бриллиантами, небольшими, но интенсивно окрашенными. Соответственно вошел в моду розовый цвет,  и дизайнеры сразу же начали разрабатывать совершенно новый стиль украшений. Сегодня розовые и пурпурные бриллианты входят в топ-лист самых дорогих камней.

Иногда бывает, что знаменитых дизайнеров для создания необычных коллекций украшений  спонсируют заинтересованные  владельцы больших коллекций тех или иных ювелирных материалов, а также сырья. Так тоже возникают новые направления в ювелирной моде.  На сегодняшний день примером может служить интерес крупных ювелирных домов к черным и коричневым   бриллиантам.

Такая же ситуация сложилась с модой на изделия с крупным культивированным жемчугом — так называемым  жемчугом Южных морей. Крупные  жемчужины размером более 10 мм      в диаметре научились выращивать в теплых водах побережий Австралии, Бирмы, Индонезии и Филиппин. На рынке они встречались нечасто и стоили очень дорого при условии правильной формы, красивого цвета и отсутствия дефектов. Однако с развитием технологий выращивания рынок оказался перенасыщен, и цены на такие жемчужины начали падать. Тогда владельцы крупных жемчужных ферм стали инвестировать капитал в разработку  брендов ювелирных украшений с жемчугом и формирование нового направления в ювелирной моде. В настоящее время все больше дизайнеров украшают  жемчугом одежду. Так, платье из шифона, вышитое вручную разноцветными жемчужинами, было продано за 100 тысяч евро. Большой популярностью пользуется бикини  из змеиной кожи, вышитый вручную таитянским жемчугом разных цветов и размеров, стоимостью 60 тысяч евро.