Когда ювелирные изделия становятся искусством? Мы поговорили с экспертами по драгоценным камням и ювелирным изделиям, чтобы выяснить это.

Когда ювелирные изделия становятся искусством?

Есть художники, которые создают ювелирные изделия, а есть ювелиры, которые создают искусство – одно ли это и то же? Мы побеседовали с современными экспертами в области драгоценных камней и ювелирных изделий, чтобы выяснить это.

Ювелирное дело – это искусство или ремесло?

Этот вопрос приходит на ум, когда впервые знакомишься с работами Уоллеса Чана. Он создает ювелирные изделия; действительно, в его руках горная хрусталь оживает, а изумруды, сапфиры, жадеит, бриллианты превращаются в сверкающих цикад и бабочек в оправе из легкого титана.

Но эти единственные в своем роде изделия, такие очаровательные и технически сложные, не позволяют назвать Чана ювелирным дизайнером. Конечно, это должно быть искусством. Кроме того, репутация Чана как скульптора и художника привела его в Пекин, Базель и другие города. Его работы демонстрировались рядом с такими мэтрами, как Моне и Дега. Чан должен считать себя художником.

«На этот вопрос трудно ответить, – вежливо говорит он, – поскольку я всегда старался не загонять себя и то, что я делаю, в рамки. Все, чего я хочу, – это творить. Иногда я чувствую себя переводчиком, использующим цвета, формы, очертания и текстуры в качестве языка для передачи сообщений из Вселенной».

Брошь Self от Wallace Chan:

Это справедливая оценка, и она напоминает о других современных ювелирах, таких как Джоэл Артур Розенталь и Синди Чао, чьи творения выходят за рамки ремесла, и чьи украшения считаются музейными коллекционными предметами у понимающих людей. Розенталь стал первым ныне живущим ювелиром, чья персональная выставка прошла в нью-йоркском Метрополитен-музее, что, вероятно, проложило путь для других ювелиров, которые последовали его примеру.

Чан позже отметил еще одну веху, когда его работы были включены в постоянную коллекцию Британского музея (впервые для современного ювелирного художника), а совсем недавно брошь Peony Чао была включена в галерею Уильяма и Джудит Боллинджер в V&A в Лондоне.

По словам Уоллеса Чана, художники прошлого, которые занимались ювелирным делом, в том числе Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Александр Колдер и Ман Рэй, естественно, рассматривали свои украшения как искусство. «Поскольку они в первую очередь художники, вполне естественно называть их украшения искусством, – размышляет он. – Я считаю, что ювелирные изделия должны, по крайней мере, быть созданы с целью и качествами, которые выходят за рамки, если они считаются искусством. Также важно, чтобы изделие было уникальным и воплощало сущность своего создателя».

Ruby Butterfly от Cindy Chao:

Чао, которая считает себя ювелиром-художником, придерживается аналогичных взглядов. «Я считаю, что великое произведение искусства должно быть увидено, понято и оценено по достоинству, – говорит она. – В то же время, чтобы достичь этого, искусство должно выходить за рамки культуры, языка и географических границ. То же самое должно быть справедливо и для ювелирных изделий, и я считаю, что каждое изделие высокого ювелирного искусства должно быть миниатюрным произведением искусства в удобной для ношения форме. Эта философия воплощена во всех моих творениях, чтобы объединить искусство и ювелирное дело».

Чтобы узнать больше о художественных украшениях, обратимся к специалистам аукционных домов, чтобы выяснить, была ли это самостоятельная категория и растет ли интерес к этой нише. Конечно, в драгоценностях должно быть нечто большее, чем самый большой и яркий бриллиант – одно только невероятное видение и мастерство, демонстрируемое ювелирами-художниками, должно привлекать внимание коллекционера. Но ответ не так прост, как может показаться.

«Художественные украшения для меня – это украшения, которые бесконечно больше, чем просто центральный кристалл и боковые камни, – говорит Пол Редмэйн, глава отдела частных продаж ювелирных изделий компании Phillips. – Это дизайн, выходящий за рамки безупречного цвета D, за рамки не нагретого бирманского рубина цвета «голубиная кровь», за рамки колумбийского изумруда без обработки маслом. Это эстетическое творение, которое заставляет вас остановиться, наклонить голову в сторону и восхищенно выдохнуть. Это смело, это рискованно, это бросает вызов общепринятому своду ювелирных правил… подобно тому, как искусство охватывает так много – от старых мастеров до импрессионистов, от современности до стрит-арта – так и художественные украшения могут быть столь же эклектичными».

Манжета из углеродного волокна от Fabio Salini (фото предоставлено аукционным домом Phillips):

Однако на рынке все еще существует различие. В то время как типичные клиенты традиционных аукционных ювелирных домов готовы купить почти все от Cartier или Van Cleef & Arpels, они будут гораздо меньше заинтересованы в украшениях, сделанных Пикассо или Дали. Клиент, владеющий несколькими картинами Пикассо или Дали, тоже не станет машинально набрасываться на ювелирное изделие, сделанное любым из художников, отмечает Редмэйн.

«Конечно, рынок ювелирных изделий этих художников существует, но он гораздо меньше и гораздо богаче, чем можно было бы ожидать», – говорит он.

Только в октябре прошлого года Phillips представил выставку-продажу «Новый модернизм» в сотрудничестве с Вивьен Беккер из Vivarium, на которой было представлено 27 лотов от 16 дизайнеров-модернистов 20-го и 21-го веков. Главным экспонентом выставки стала булавка 1930-х годов, созданная скульптором Александром Колдером, который изготавливал ювелирные изделия из латуни и серебра.

Среди других исключительных лотов – украшения Альдо Чипулло и Дин Вана, которые работали в компании Cartier в 1970-х годах и остались единственными двумя дизайнерами, которым было разрешено подписывать свои работы для Дома; а также лондонского дизайнера Эндрю Грима, который в период своего расцвета был фаворитом принцессы Маргарет и развивал бунтарский стиль ювелирного дизайна, органичный, характеризующийся грубой текстурой золота и использованием необработанных кристаллов.

Кулон Hand of the Heart от Aldo Cipullo (фото предоставлено аукционным домом Phillips):

Модернизм зародился в 1920 — 1930-х годах, а затем вновь появился в конце 1960-х годов, что было вызвано успехами в освоении космоса в тот период и тенденцией к футуристической моде, благодаря Куррежу, Пьеру Кардену и Пако Рабану. Сегодня наблюдается очередное возрождение, поскольку современные художники и дизайнеры находят вдохновение в стремительно развивающемся технологическом мире. Сейчас, как никогда ранее, мир искусства и ювелирного искусства, кажется, сталкивается.

«Такое ощущение, что ювелирные изделия обрели свою силу и гордо «стоят на ногах» как художественная форма, – говорит Редмэйн, – дизайнеры смело выражают себя через использование различных материалов, камней и концепций».

Сегодня наиболее влиятельными художниками-ювелирами являются те, кто создает нечто настолько непохожее на других, настолько подлинное и настолько свойственное их собственной индивидуальности, что, по словам Редмэйна, оно «выходит за рамки простых материалов, из которых оно состоит».

Кольцо Strangler от Studio Renn (фото предоставлено аукционным домом Phillips):

Таким образом, художественные украшения, по мнению Редмэйна, это не столько выбор материала, такого как золото или платина, или использование редких камней. В качестве примера он приводит Фабио Салини, дизайнера из Рима, на чьи украшения оказал большое влияние модернизм 1920-х годов, он вставляет бриллианты и жемчуг в углеродное волокно, чтобы создать очень яркий образ; или мумбайскую команду Studio Renn, дизайнеры которой – семейная пара – создали украшения из бетона.

Кольцо Strangler, созданное в сотрудничестве Studio Renn и архитектурной фирмы Material Immaterial Studio из Мумбаи, выполнено из бетона и укреплено органической структурой из бриллиантов и золота. Это творение обрабатывается кислотой, которая разрушает структуру, смягчая края, чтобы частично обнажить внутреннюю форму.

Но поговорите с другим специалистом по аукционам, и вы можете получить несколько иную интерпретацию художественных украшений. Аукционный дом Christie’s не делает различий между художниками, создающими ювелирные изделия, и ювелирами-художниками, заявляя, что «на аукционе мы удовлетворяем вкусы коллекционеров и потребности наших клиентов чаще всего по дизайну, видам камней и рыночному спросу». Вместо этого специалисты Christie’s будут обсуждать наилучший способ или категорию для выставления экспоната, что дает возможность «гибко» продавать ювелирные изделия художников на ювелирном аукционе или ювелирные произведения искусства на художественном аукционе.

Нельзя забывать, что некоторые из самых известных ювелиров всех времен были художниками в своем собственном праве, чья редкая способность сочетать исключительные камни с неповторимым мастерством вдохновила легионы дизайнеров на немыслимые ранее творения.

Пара сережек-клипс с опалом, сапфирами, изумрудами и бриллиантами от JAR (фото любезно предоставлено Sotheby’s):

Розенталь – более известный как JAR – один из них, по словам Реджин Нган, главы ювелирного отдела Sotheby’s в Азии. «Многие другие представители моей отрасли согласятся с тем, что JAR создал исключительные изделия, которые изменили ход развития ювелирного дизайна, – говорит она. – Его страсть к цвету, выбору камней и использованию материалов не имеет себе равных. Он очень тесно сотрудничал с одним или несколькими мастерами для создания задуманных им изделий, наводя мосты между искусством и ремеслом».

Что касается современных дизайнеров, Нган рекомендует современные изделия мюнхенского семейного ювелирного бренда Hemmerle, чьи единственные в своем роде изделия одновременно стильные и художественные. «Недавняя тема Hemmerle – овощи, что довольно необычно, но они привносят радость через цвета и драгоценные камни», – говорит Нган.

Анабела Чан – еще один новичок, которого она хотела бы выделить, отмечая, как тонко ювелир интегрирует природу в свой дизайн, одновременно женственный и молодежный.

Брошь Nature’s Jewels от Hemmerle jewellery:

В этой категории нет недостатка в азиатских художниках-ювелирах, говорит председатель Christie’s Jewellery Asia Вики Сек, которая была поражена работами, которые она встречала сезон за сезоном на протяжении более чем 20 лет. Сек классифицирует художественные украшения как «творения, которые поднимают дизайн на более высокий уровень, изделия, которые передают уникальную эстетику, необыкновенное мастерство, искусное использование материалов и которые могут удержать внимание зрителей».

«Эти ювелиры-художники продолжают двигаться вперед и совершенствовать свой дизайн, приобретая новые навыки и новые идеи использования различных камней для отражения их развивающегося созерцания мира», – говорит она.

Синди Чао и Уоллес Чан – одни из ее фаворитов, как и Эдмонд Чин, создавший прекрасные ожерелья для Boghossian, и Мишель Онг, которая каким-то образом превращает твердые драгоценные камни в нежные и неземные изделия для своего бренда Carnet.

Дизайн Эдмонда Чина для Boghossian (фото любезно предоставлено Christie’s):

Все согласны с тем, что художественные украшения должны быть пригодными для ношения. Действительно, Нган определяет художественные украшения как «выражение искусства через трехмерную форму, которую можно носить».

«Художник должен учитывать свой холст, а в ювелирном деле холст – это тело, – говорит она. – Хоть тело создает ограничения, я считаю, что оно также раскрепощает мастерство художника – в конце концов, когда изделие носят, его оценивают по практичности».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.prestigeonline.com/th/style/jewellery/when-is-jewellery-an-art/