Ювелирное дело

Любовь к ляпис-лазуриту, ч.2

Здесь вы найдете продолжение статьи о несравненных качествах и красоте природного ляпис-лазурита.

Магический по замыслу

Хоть ляпис-лазурит обладает собственной красотой, «именно благодаря творчеству дизайнеров он может проявить свою магическую и эзотерическую сторону», говорит Бруни.

Парижский дизайнер Лидия Куртейль признается, что «очень любит синий цвет ляпис-лазурита» и использует его в нескольких своих оригинальных изделиях, а итальянский бренд Roberto Coin включил этот самоцвет в свою коллекцию Princess Flower, назвав его «камнем внутреннего видения».

Ляпис-лазурит также популярен в Индии, где ювелир Анкит Малпани создал несколько коллекций с его использованием. «Глубокий синий цвет и сверкающие включения придают камню особый характер», – говорит Малпани.

Айзен продает некоторые изделия из ляпис-лазурита, в том числе по индивидуальным заказам, хоть на выставке драгоценных камней в Тусоне в феврале этого года она «видела не так много». Одним из достоинств ляпис-лазурита она называет его доступность. «Это не дорогой камень, и он популярен на юго-западе, потому что хорошо сочетается с бирюзой и является очень мужественным цветом для мужских украшений».

Сквозь века

По словам специалиста по антикварным украшениям Иоанниса Александриса, генерального директора немецкого дилера Gemolithos, добыча ляпис-лазурита началась около 7000 лет до нашей эры в северо-восточном Афганистане, где этот камень добывали древние египетская и месопотамская цивилизации. Археологи находили бусы, драгоценности, скарабеев и небольшие скульптуры из ляпис-лазурита в Афганистане, Пакистане, Египте и Ираке.

«Одним из самых известных примеров использования ляпис-лазурита в древности является маска Тутанхамона [около 1323 года до н.э.], инкрустированная лазуритом, бирюзой, сердоликом, золотом, обсидианом и стеклянной paste», – добавляет Александрис.

Самые ранние украшения и резьба по ляпис-лазуриту, найденные в Китае, содержат камни из Афганистана и датируются примерно 475 годом до нашей эры. В четвертом веке нашей эры этот камень использовался в качестве пигмента для буддийских настенных росписей в пещерах Могао близ Дуньхуаня, вдоль китайского Шелкового пути.

В конце Средневековья европейцы импортировали ляпис-лазурит и измельчали его в порошок для изготовления ультрамарина, самого дорогого пигмента того времени – золото было на втором месте.

Многие художники эпохи Возрождения и Барокко использовали его, пока французский химик Жан-Батист Гиме в конце 1820-х годов не разработал синтетический ультрамарин. Среди известных картин, содержащих пигмент ляпис-лазурита, можно назвать «Уилтонский диптих» конца XIV века, «Деву Марию» Мазаччо (около 1426 года), «Вакха и Ариадну» Тициана (около 1520 — 1523 гг.) и «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера (около 1665 года). Некоторые более поздние художники продолжали использовать природный ультрамарин, в том числе Винсент Ван Гог в картине «Звездная ночь» (1889).

Две колонны из лазурита украшают в Санкт-Петербурге Исаакиевский собор, который был построен в 19 веке. Россия была – и остается – значительным источником этого минерала, месторождения которого находятся в Сибири в районе озера Байкал. Помимо архитектуры, одним из самых впечатляющих русских произведений является яйцо из лазурита, которое Карл Фаберже создал в конце 1880-х годов, вероятно, по частному заказу.

В Китае во времена династии Цин лазурит ассоциировался с небом. Он также олицетворял статус королевского двора. Этот камень сохранил свою популярность в XX и XXI веках, появляясь не только в ювелирных изделиях, но и в часах, скульптурах и других предметах декора.

Изображения слева направо: Клипса Bouton d’or Ballerina из 18-каратного желтого золота с ляпис-лазуритом, бирюзой и бриллиантами (Van Cleef & Arpels); серьги Princess Flower из 18-каратного золота с ляпис-лазуритом и бриллиантами (Roberto Coin).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://rapaport.com/magazine-article/for-love-of-lapis-lazuli/

Выйти из мобильной версии