Недорогие камни – последний востребованный товар как среди ювелиров, так и среди производителей, но безудержный спрос приводит к росту цен и затрудняет поиск этих товаров.

Как и сам вирус, восстановление алмазной промышленности после кризиса в связи с Covid-19 шло волнами. После общерыночного спада в марте 2020 года спрос на бриллианты высших цветов и чистоты вырос в середине того же года, поскольку инвесторы воспользовались низкими ценами. Следующий подъем произошел в категории крупных изделий, спрос на которую был высоким до конца 2020 года и большую часть 2021 года. В каждом случае рынок алмазного сырья отражал рост торговли полированными бриллиантами.

Все это время категории более мелких и дешевых товаров испытывали трудности. Однако ситуация изменилась в четвертом квартале 2021 года, когда более доступные категории пережили подъем. По состоянию на середину декабря цены на полированные бриллианты чистотой VS и ниже были «на 15 – 20 % выше, чем три месяца [назад]», сообщает Нилеш Шет, президент нью-йоркского дилера бриллиантов Nice Diamonds.

Партии с несертифицированными бриллиантами – камнями весом менее 0,20 карата – были особенно востребованными, как и изделия с цветом ниже I или чистотой SI1, говорят диамантеры. Рост цен, наряду с сокращением предложения, затрудняет пополнение запасов после распродаж.

Цены, которые потребители платят за ювелирные изделия, также растут, отмечают поставщики. Все это происходит, несмотря на опасения последних лет, что выращенные в лаборатории бриллианты отнимут сегмент рынка с более низкой стоимостью.

De Beers отреагировала на эти события, подняв цены на сырье весом менее 0,75 карата – а также на другие камни более низкого качества – на однозначные проценты на своих ноябрьских торгах. Между тем, перекупщики таких контрактных товаров добиваются на вторичном рынке надбавок до 25 %.

Этот сдвиг в сторону камней меньшего размера и более низкой стоимости знаменует собой «заключительную часть [общего] всплеска спроса на алмазное сырье», сказал один из инсайдеров рынка на продаже.

Американские предпочтения

Дефицит предложения – одна из причин нынешней силы этих категорий, обусловленная сочетанием факторов в горнодобывающем и производственном секторах. Но, возможно, более существенной является сторона спроса: по словам представителей отрасли, интерес США к бриллиантам с более низкой ценой вырос в разы.

Предыдущие скачки цен на алмазы низкой стоимости традиционно были связаны с предложением, объясняет Ари Джейн (Ari Jain), финансовый директор оптовой компании House of Diamonds, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, а производственные мощности – в Сурате, Индия. «Сейчас спрос на ювелирные изделия с бриллиантами настолько велик, что я бы сказал, что рост цен на 70 % обусловлен спросом и на 30 % – предложением».

Во многом недавний успех в этих областях объясняется общей силой рынка США. После почти двух лет закрытых магазинов, выплат правительственных стимулов и снижения расходов на путешествия и развлечения потребители высвобождают свой отложенный спрос, что привело к прогнозам рекордных праздничных продаж в 2021 году. Также наблюдается бум помолвок и свадеб. Тот факт, что из шахт и от полировочных заводов выходит все меньше каратов, усиливает ажиотаж на продукцию.

Эффект Аргайла

Что касается предложения, то закрытие шахты Аргайл компании Rio Tinto в Австралии удалило с рынка более 10 млн каратов годового производства. Хоть рудник был наиболее известен исключительными розовыми бриллиантами, основную часть продукции от него составляли мелкие бриллианты с низкими цветами и чистотой.

АЛРОСА имеет некоторые из этих товаров на своих рудниках. De Beers тоже, в том числе на месторождении Гахчо Куэ в Канаде, которым она владеет совместно с Mountain Province. На месторождении Гахчо Куэ наблюдался «беспрецедентный уровень спроса» во время недавних продаж, особенно на «коричневые алмазы более низкого качества и меньших размеров», говорится в декабрьском заявлении Mountain Province. Руководство компании объясняет это отсутствием товаров из Аргайла и других мест.

Тем не менее, «какие бы товары ни поступали с других рудников и из других источников [помимо Аргайл], они не могут заполнить это пространство», комментирует Динеш Лакхани (Dinesh Lakhani), директор индийского производителя алмазов Kiran Gems. «Так что это одна из причин того, что товары более низких цветов и чистоты [растут в цене]».

Изменения после локдауна

На ранних стадиях пандемии именно крупные камни пользовались повышенным спросом. Поскольку штат сотрудников был ограничен из-за социального дистанцирования, производители сосредоточились на сырье весом около 1 карата, из которого получали полированные бриллианты весом 0,30 — 0,50 карата.

«Даже если бы у меня было 100 рабочих, я бы позволил работать только 50 или 60 человекам, а в некоторых случаях и 30, – объясняет Лакхани. – Так что если я получаю продукцию от этих 30 человек, что составляет 30 % от моей мощности, то я, естественно, захочу, чтобы шлифовались высокоценные товары».

В результате в 2020 году цены на крупное сырье поднялись. Но когда в 2021 году оживление розничного спроса лишило midstream запасов, особенно мелких размеров, производители стремились пополнить запасы за счет обработки камней этих типов. К тому времени социальное дистанцирование стало менее распространенным, что позволило увеличить объемы производства. Кроме того, мелкое сырье было относительно дешевым, в отличие от резких скачков цен на более крупные категории.

Однако производителям было трудно найти людей, способных работать с этими сложными камнями, поскольку большинство работников привыкли к более крупным и дорогостоящим изделиям, рассказывает Лакхани. Кроме того, некоторые сотрудники перешли на другую работу.

Трейдеры считают, что рост в секторе полированных бриллиантов продолжится в начале 2022 года, поскольку розничные торговцы и дилеры пополняют запасы после праздников. Что касается сырья, De Beers оставила цены без изменений в декабре, но сайтхолдеры ожидают, что компания – как и АЛРОСА – проведет дальнейшее повышение цен на мелкие и низкокачественные товары в ходе предстоящего январского цикла продаж.

Поскольку спрос колеблется между категориями по мере изменения потребительских предпочтений и уровня предложения, вопрос заключается в том, какие бриллианты сменят мелкие в качестве следующих востребованных товаров. Предсказать это, вероятно, так же сложно, как и угадать, что произойдет дальше во время пандемии.

Изображение: Ben Perry/Armoury Films/De Beers.

C более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.diamonds.net/News/NewsItem.aspx?ArticleID=68163&ArticleTitle=Small%2bDiamonds%2bSeeing%2bBig%2bGains