Роль бизнеса расширяется. Хоть необходимость поставлять качественную продукцию по конкурентоспособным ценам остается неизменной, определение «качественной продукции» быстро эволюционирует.

Социальную ответственность можно рассматривать как атрибут, повышающий «знак качества» продукта. Как и при любом улучшении качества, чем оно выше, тем выше стоимость и цена. Потребители выбирают из целого ряда комбинаций качества и цены. Некоторые потребители хотят иметь более качественную социально ответственную продукцию и готовы платить за нее больше, другие – нет.

Хоть многие в нашей торговле хотели бы поступать правильно и предоставлять высококачественную, хорошую, социально ответственную продукцию, потребители сами решают, что им нужно и сколько они готовы за это заплатить. По сути, уровень социальной ответственности зависит от потребителей. Они получат тот уровень социальной ответственности, за который готовы платить – не больше и не меньше.

Мы должны признать, что обратной стороной хорошей продукции является плохая продукция, которая вредит людям и обществу. Существует широкий спектр социально безответственных действий, которые снижают «качество» нашей продукции и отрасли. Нарушение прав человека – это самое большое зло, но вред окружающей среде, небезопасные или несправедливые условия труда и множество других факторов также влияют на «качество» нашей продукции.

Кроме того, плохие поступки способствуют еще большим плохим поступкам. Если кто-то дает взятку государственному чиновнику или занимается другой незаконной деятельностью, снижающей его издержки, законопослушные компании оказываются в невыгодном конкурентном положении. Без равных условий невозможна честная конкуренция. Незаконопослушные компании получают сверхприбыли, поощряя другие компании к недобросовестной практике. Точно так же, как у вас может быть хорошая, социально ответственная конкуренция, у вас может быть плохая, социально безответственная конкуренция.

Хоть борьба со злом может сдерживать некоторые виды неэтичного поведения, она не решает проблему. Путь вперед – это поощрение, продвижение и вознаграждение хорошего поведения и хорошей продукции. Это требует дифференциации, маркировки и сертификации хороших продуктов. Мы должны поощрять хорошее поведение и создавать условия для социально ответственной добавленной стоимости. Мы должны выйти за рамки альтруизма и создать рынок, на котором предприятиям будет выгодно быть хорошими.

Создание «хороших» цепочек поставок предлагает ответственную альтернативу неизвестным источникам поставок, которые могут включать «плохие» продукты. По сути, лучший путь вперед – это предлагать хорошие продукты. И, к счастью, именно это происходит сегодня.

Алмазная и ювелирная промышленность находится на скользком пути к легитимности. С каждым днем прилагается все больше усилий для выявления и мониторинга «хороших» цепочек поставок. Совет по ответственному ювелирному делу (Responsible Jewellery Council, RJC) лидирует в этом направлении, устанавливая социально ответственные стандарты и создавая прозрачную систему аудита.

Многие организации, такие как Alliance for Responsible Mining, Impact, De Beers и другие, прилагают все усилия, чтобы помочь кустарному сектору соответствовать стандартам справедливой торговли, которые расширяют возможности обедневших сообществ. Международные торговые группы, такие как Всемирная ювелирная конфедерация (CIBJO), объединяются для поддержки Целей устойчивого развития ООН.

Важно понимать, что переход к социальной ответственности – это процесс. Все не идеально, и существуют обоснованные опасения по поводу greenwashing. Например, те, кто, к нашему стыду, поддерживает узаконивание зимбабвийских алмазов, замешанных в нарушении прав человека, наносят ущерб имиджу всех алмазов, включая хорошие алмазы, которые приносят пользу обществу.

С другой стороны, мы должны принять реализацию частичных решений сложных проблем. Например, алмазное сырье, полученное с законных рудников, но ограненное на фабриках, не прошедших аудит. Хоть мы никогда не должны поддерживать вредную продукцию, мы должны поддерживать частичную легитимацию. Мы должны поощрять хорошие части цепочки поставок, даже если на данном этапе мы не можем провести аудит всей цепочки поставок. До тех пор, пока мы полностью прозрачны в отношении ограничений наших заявлений, мы не должны бояться раскрывать то хорошее, что есть в наших продуктах.

Есть и другие вопросы, которые требуют серьезного обсуждения в отрасли. Например, переход к проверяемой цепочке поставок лишает права голоса кустарный сектор, который имеет очень высокие затраты на мониторинг и аудит. То же самое справедливо и для мелких производителей. Не пострадают ли от непредвиденных последствий аудита цепочек поставок небольшие компании?

Заключение

Общество задается вопросом о роли и цели бизнеса. Является ли основной ролью бизнеса получение прибыли для акционеров или польза для заинтересованных сторон и общества? Не слишком ли много денег зарабатывают компании? Обязаны ли компании создавать более справедливое общество? Гиллель Старший сказал: «Если не я для себя, кто для меня? Если я (только) для себя, что я? Если не теперь, когда же?»

Милтон Фридман писал: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса – использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, до тех пор, пока он остается в рамках правил игры, то есть участвует в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества».

Можем ли мы примирить эти две идеи? Могут ли свободные, честные, открытые конкурентные рынки оптимизировать социальную ответственность? В какой степени компании должны отказываться от прибыли и заниматься альтруистической деятельностью? Кто определяет баланс между социальной ответственностью и прибылью?

Основной тезис данной статьи заключается в том, что общество голосует за желаемый уровень социальной ответственности деньгами. Между прибыльностью и социальной ответственностью должна существовать прямая положительная корреляция. Социальная ответственность должна быть обусловлена спросом. Степень и ценность социальной ответственности должны определяться спросом и предложением.

Готовы ли покупатели платить больше за социально ответственную продукцию? Насколько больше? Решают ли сотрудники, где работать, исходя из этических соображений? Будут ли поставщики обеспечивать легитимность своей цепочки поставок, если это принесет им достаточную прибыль?

Мы должны признать, что альтруизм и благотворительность не будут устойчивыми, если их не оценят покупатели и не поддержат прибыль. Хоть государственное регулирование может играть определенную роль в регулировании социальной ответственности, оно препятствует позитивному развитию, увеличивая затраты без увеличения прибыли.

Путь вперед заключается в том, чтобы ювелирная промышленность признала и поддержала добавленную стоимость, которую социальная ответственность привносит в нашу продукцию. Мы должны повысить спрос на нашу социально ответственную продукцию путем продвижения и маркетинга преимуществ, которые она приносит обществу. Мы должны увеличить предложение социально ответственной продукции путем прозрачной сертификации цепочки поставок.

Чтобы наша отрасль преуспела в разработке социально ответственных ювелирных изделий, мы должны создать устойчивый спрос, который обеспечит нашей торговле экономическую выгоду. Когда речь идет о социальной ответственности, в основе лежит конечный результат. Мы должны создать реальность, где за добро платят добром.

Статья опубликована в августовском выпуске Rapaport Magazine.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.diamonds.net/Magazine/Article.aspx?ArticleID=67656&RDRIssueID=215