Этот музей, расположенный в Винжен-сюр-Модер, в самом сердце Северных Вогезов — региона с богатыми традициями стеклоделия, — дает посетителям полное представление о растущем значении стекла в творчестве Рене Лалика. На самом деле, на пике своей карьеры он даже вообще отказался от ювелирного дела.

Расположенный в здании, сочетающем старинную и современную архитектуру (отреставрированном архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом), музей Лалика является государственным учреждением, основанным в деревне, где художник основал свою компанию по производству стекла в 1921 году. Организованный в хронологическом порядке, он посвящен творчеству Лалика и представляет 650 изделий из стекла, в том числе около шестидесяти красивых ювелирных изделий.

Подвеска для корсажа «Ночные бабочки» из золота и стекла с бриллиантами и эмалью, около 1906–1907 гг., коллекция музея Лалика
Подвеска для корсажа «Ночные бабочки» из золота и стекла с бриллиантами и эмалью, около 1906–1907 гг., коллекция музея Лалика

Украшения — манифесты ар-нуво

Все начинается со знаменитой броши из пяти бриллиантовых ласточек (которые можно носить по отдельности), которую Лалик подарил Бушерону. Изначально Бушерон отказался от подарка, но позже передумал, увидев готовый шедевр. Кроме того, есть колье Houx, великолепный гребень Soleil Levant («Восходящее солнце»), вдохновленный Японией, диадема Laurier и подвески Dancing Nymphs («Танцующие нимфы»).

Брошь «Розовая нимфа» из стекла и золота с рубинами и эмалью, около 1906–1908 гг., коллекция музея Лалика
Брошь «Розовая нимфа» из стекла и золота с рубинами и эмалью, около 1906–1908 гг., коллекция музея Лалика

Оторвавшись от современников, Рене Лалик выбирал материалы прежде всего из-за их эстетической ценности: вместо драгоценных камней он использовал рог, коралл, слоновую кость или эмаль, а также свой любимый материал — стекло. Это не только позволило ему уловить тонкость природных цветов и добиться эффекта витража, но и заменить драгоценные камни, которые часто были испорчены включениями.

Рост влияния стекла в творчестве Лалика

«Исследуя технику эмали для своих украшений, Рене Лалик открыл для себя возможности полупрозрачного стекла», — говорит директор музея Вероник Брумм Шайх (Véronique Brumm Schaich).

Браслет «Поцелуй фавна» из золота и стекла с эмалью, около 1905 г., коллекция музея Лалика
Браслет «Поцелуй фавна» из золота и стекла с эмалью, около 1905 г., коллекция музея Лалика

Стекло появилось в его творчестве еще в 1890 году, но постепенно начало играть все более важную роль, о чем свидетельствует брошь Nymphe Rose («Розовая нимфа») 1905 года, манифест стиля Лалика. На центральной части рельефные рисунки спереди и углубленные сзади создают поразительный эффект.

Подвеска «Осы и чернослив» из золота и стекла с эмалью, около 1904 г., коллекция музея Лалика
Подвеска «Осы и чернослив» из золота и стекла с эмалью, около 1904 г., коллекция музея Лалика

С помощью стекла Лалик мог создавать круглые и детализированные объемы, как это видно в Quatre Paons («Четыре павлина») и Guêpes et Prunus («Осы и чернослив») — настоящих скульптурах. Его тесть, Альфонс Ледрю, работавший на Родена, вероятно, повлиял на него в этом направлении.

Кольцо «Ангел, выдувающее стекло» из золота, платины и стекла, около 1904–1906 гг., коллекция музея Лалика
Кольцо «Ангел, выдувающее стекло» из золота, платины и стекла, около 1904–1906 гг., коллекция музея Лалика

Триумф стекла

«Последнее украшение, прекрасное кольцо с изображением стеклодува, было знаком грядущего, — говорит Брумм Шайх. — В 1912 году Рене Лалик прекратил производство уникальных ювелирных украшений, сосредоточившись исключительно на серийных изделиях из стекла. Он устал видеть, как его украшения копируют, и никогда не скрывал своего желания исследовать другие возможности. Его муза и жена Алиса ушла из жизни. Он познакомился с парфюмером Франсуа Коти и начал создавать флаконы для духов». В музее представлена сказочная коллекция этих бутылочек, принадлежащая нынешнему владельцу компании Lalique.

Флаконы для духов, коллекция музея Лалика
Флаконы для духов, коллекция музея Лалика

Другие разделы музея посвящены этой новой эре, стеклу Лалика: вазы, посуда, религиозное искусство, освещение и т. д. Осталось всего несколько украшений из стекла, созданных его дочерью Сюзанной в период ар-деко. Они состоят из стеклянных пластин, бусин и кубиков, часто покрытых эмалью.

Колье «Большие семена» Сюзанны Лалик из стекла и шелка, 1920 г., коллекция музея Лалика
Колье «Большие семена» Сюзанны Лалик из стекла и шелка, 1920 г., коллекция музея Лалика

Визит в этот удивительный музей, интимное и спокойное место, можно продолжить на террасе на крыше, засаженной дорогой Лалику растительностью, с видом на природный ландшафт, который он так любил.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thefrenchjewelrypost.com/en/it-joailliers/rene-lalique-museum-jewelry-glass-the-french-jewelry-post-the-school-of-jewelry-arts/