Нелестные отзывы Фаберже о царской семье

В воспоминаниях главного специалиста фирмы Фаберже Ф.П. Бирбаума приводится такая характеристика царственных клиентов: «Николай Второй не отличался особым вкусом, да и не претендовал на него. Не такова была его супруга Александра Федоровна. Обладая убогими художественными понятиями, да еще отличаясь мещанской скупостью, она часто ставила Фаберже в трагикомическое положение. Она сопровождала свои заказы рисунками и определяла заранее стоимость предмета. Исполнить вещи по этим рисункам было технически и художественно невозможно. Приходилось прибегать к различным ухищрениям, объясняя вносимые изменения непонятливостью мастера, утерею рисунка и т.п. Что касается цен, то, чтобы не навлечь ее нерасположения, вещи сдавались по указанным ею ценам. Так как все эти заказы были ничтожны по стоимости, то понесенный маленький убыток окупался расположением, когда дело касалось серьезных работ».

Знаменитое пасхальное яйцо Фаберже с портретами членов царской семьи

Нередко ювелирные украшения заказывали члены Кабинета министров. Во главе Кабинета всегда стояли военные или штатские генералы, совершенно чуждые искусству. Нравились им, конечно, как и большинству публики, рисунки, выполненные и законченные в деталях. Основываясь на этом, ювелиры часто применяли следующий тактический прием. Для каждого заказа делалось несколько вариантов проектов: проект, который считался лучшим, выполнялся более тщательно, а те, которые считались более слабыми, выполнялись с меньшей тщательностью. Эта стратегия почти всегда имела успех, то есть приводила к заказу именно того проекта, который был  предпочтительнее. Управляющие кабинетом в погоне за экономией часто прибегали к не совсем благовидным приемам. Заказав  вещь, они затем передавали ее как модель другим ювелирам, которые,  не неся расходов по содержанию художников, могли исполнить дубликаты и варианты по  более низкой   цене.