Облагораживание ювелирных камней , т.е.улучшение их качества и  цвета, —  это процесс, который ведет свою историю с древних времен.

В прошлом для улучшения товарного вида ювелирного изделия часто использовались следующие приемы: подкрашивание оправы под камень, подложки из разноцветной фольги, склейка камня (фальшь- дуплеты).

Имитация цвета  в старину производилась в отношении полупрозрачных камней (особенно часто бледных опалов, с тем чтобы они выглядели как ценные черные опалы). Это достигалось путем установки камня в оправу с закрытым низом и высокой оправой, при этом на внутреннюю поверхность оправы           наносился слой густой краски, в результате чего камень становился по виду похожим на  камни более дорогих сортов.

Сегодня необходимо знать, что многие технологии облагораживания камней являются вполне «законными» и не могут считаться мошенничеством. Однако  некоторые способы обработки применяться в отношении отдельных видов камней не должны, так как происходящие  при этом изменения  не носят постоянного характера и со временем цвет может стать таким же, каким он был раньше.

Часто окрашиваются следующие ювелирные камни:

Халцедон . Окрашивается для имитации черного оникса, который в природе  редко встречается  и полосатого агата, в котором полосы белого цвета перемежаются яркими  полосами другого цвета. Окрашивается в зеленый цвет для имитации хризопраза и жадеита. В окрашенных камнях с большими трещинами краситель иногда может просачиваться при различных условиях, и краситель можно легко увидеть в лупу. 

Облагораживание ювелирных камней
Натуральный халцедон (бесцветная сфера слева), может быть окрашен в различные цвета для достижения ярких окрасок. Этот образец был распилен и части его были окрашены в разные цвета.
 

Жадеит. Его цвет часто доводят до более яркого зеленого, убирают коричневые пятна, чтобы он выглядел как сорт «Империал». Отбеливание в нефрите, как правило, является частью двухэтапного процесса: поскольку кислотное отбеливание приводит к тому, что материал становится слегка пористым или подверженным разрушению вдоль трещин, он затем впоследствии обрабатывается полимерной пропиткой, чтобы заполнить эти открытые пространства для получения лучшего общего внешнего вида.


Жадеит до и после отбеливания.
Коралл слева был первоначально отбелен, а затем окрашен.

 Коралл и лазурит. Окрашиваются для углубления цвета или создания более ровного цвета.

Опал белый. Зачерняется с тем, чтобы он походил на  более ценный  черный опал.

Жемчуг отбеливается для создания более яркого белого цвета.

Отбеливание жемчуга

Составные камни

В антикварных изделиях наиболее часто встречаются  так называемые составные камни. Составные камни – это камни, состоящие из нескольких частей. Существует два типа составных камней — дуплеты и триплеты.

Дуплеты создаются путем соединения двух частей  подлинного камня с помощью окрашенного клея, в результате чего камень становится «крупнее» или приобретает более приятный цвет. Триплеты монтируются из трех частей.

Наиболее часто встречаются фальшь-дуплеты, у которых верхняя часть-это  гранат, изумруд, сапфир, рубин, нижняя – стекло.Очень часто встречаются опаловые дуплеты.

Дуплеты можно выявить по месту соединения двух частей в области рундиста:  при обследовании между двумя частями можно рассмотреть тонкую полоску  связующего вещества.

Составные камни. Дублеты и триплеты.

Камни с подложкой из фольги и дуплеты встречаются не часто  в наши дни. В антикварных изделиях подложка из фольги обычна для  камней, установленных  в оправы с закрытым низом. Метод заключается в том, что внутрь оправы помещается серебряная или золотая фольга, чтобы усилить блеск путем его проецирования на камень, или же используется цветная фольга, чтобы изменить или усилить цвет оправленного камня. Часто зеленая фольга подкладывалась под бледно окрашенные изумруды и аквамарины.

Более современные методы нанесения покрытий используют тонкие пленки оксида металла.

Нанесение покрытий на камни группы кварца
Интенсивный розовый цвет этих трех бриллиантов является результатом поверхностного покрытия.

Топаз-некоторые бесцветные топазы покрыты оксидами металлов для создания внешнего вида различных цветов. В прошлом такие обработки часто описывались как форма «диффузии» химического вещества в поверхность драгоценного камня, но это было неправильным названием, поскольку в большинстве случаев добавленный цвет ограничивался поверхностью драгоценного камня.

Бледный танзанит и другие виды бледных камней иногда покрываются чернильным веществом, чтобы попытаться углубить и улучшить их цвет (справа).

Танзанит покрытый чернильным веществом

В настоящее время различают следующие виды облагораживания ювелирных камней: тепловая обработка, радиактивная обработка, обработка методом диффузии, пропитывание воском, пропитывание маслом, заполнение трещин стеклом или эпоксидной смолой.

Тепловая обработка  позволяет  осветлить камень или, наоборот, сделать его более темным, а то и вообще полностью изменить его цвет.

Танзаниты в настоящее время чаще всего облагораживают нагреванием. Чаще всего танзанитовое сырье имеет коричневатый оттенок. После нагревания драгоценный камень изменяется на синий или пурпурно-синий цвет.

После нагревания драгоценный камень изменяется на синий или пурпурно-синий цвет

Рубин. Нагревание может удалить пурпурную окраску, придавая более чистый красный цвет. Этот процесс также может удалить «шелк» (мельчайшие игольчатые включения), которые могут заставить драгоценный камень казаться более светлым по тону и быть более непрозрачным. Нагрев также может вызвать рекристаллизацию шелковых включений, чтобы сделать их более заметными, что позволяет драгоценному камню иметь более сильный астеризм (эффект отражающей звезды).

Сапфир. Нагревание применяется для осветления или насыщения цвета, для улучшения равномерности распределения. Нагрев может усилить или даже вызвать синюю окраску сапфиров. При нагревании можно также удалить” шелковые » включения, что также помогает сделать материал более прозрачным. Это также может привести к перекристаллизации шелковых включений, чтобы сделать их более заметными, что позволяет драгоценному камню иметь более сильный астеризм (эффект отражающей звезды).

Янтарь. Для углубления цвета и придания солнечного блеска янтарь погружают в горячее масло. В результате обработки природный цвет становится ярче и в некоторых образцах появляются блестящие включения.

Облагораживание янтаря в горячем масле

Аквамарин нагревается для углубления цвета и удаления зеленоватого оттенка.

Турмалин — для осветления более темных оттенков, обычно зеленого цвета;

Аметист. Нагревание используется для осветления цвета, для изменения блеклого цвета на «желтый» ( после этого  камни продаются как цитрины);.

Топаз. Нагревание в сочетании с радиактивной обработкой  используют для получения голубого оттенка.

Циркон нагревают для получения камней красного или голубого цвета или бесцветных камней.

Радиактивная обработка

 В настоящее время этот вид облагораживания ювелирных камней весьма распространен. Существует несколько методов обработки, каждый из которых  имеет конкретное назначение. Иногда радиактивная обработка  применяется в сочетании с тепловой.

Радиактивная обработка обычно применяется в отношении следующих камней:

аквамарин — в сочетании с тепловой обработкой для улучшения голубого цвета;

алмаз — для улучшения цвета (с не совсем белого  на «фантазийный» цвет), для насыщения желтых и оранжевых оттенков.Нейтронное и электронное излучение являются наиболее распространенными формами искусственного облучения. Оно позволяет получать черные, зеленые, сине- зеленые, темно-желтые, оранжевые, розовые и красные алмазы. Радиация часто сочетается с нагревом. Яркие цвета в зеленых, розовых и красных бриллиантах при оценке следует почти всегда считать подозрительными. 

Яркая окраска бриллиантов, наведенная облучением

топаз — для придания бесцветному или почти бесцветному камню голубого цвета, для насыщения  желтых и оранжевых оттенков;

Коричневатый топаз из Бразилии после нагрева приобрел ярко розовую окраску

турмалин — для насыщения розовых и красных оттенков;

жемчуг — для создания голубого и оттенков серого цвета.

Облучение жемчуга

          

Обработка  ювелирных камней методом диффузии

Корунды (Рубин и сапфир) — в то время как эксперименты в течение 1980-х годов были сосредоточены на диффузии титана и хрома (которые являются красителями в корунде). Но результат этих исследований (способность полностью проникать в камень) имел небольшой успех.  В процессе такой диффузионной обработки в поверхностный слой бесцветного или почти бесцветного сапфира вводятся химические вещества (титан и железо, т.е. те же самые хромофоры, что присутствуют в природном голубом сапфире), после чего камень подвергается нагреванию в течение продолжительного времени. В результате он приобретает красивый голубой цвет, но только на поверхности, внутри камень остается бесцветным.Но результат этих исследований (способность полностью проникать в камень) имел небольшой успех. 

В 2003 году на рынке стали появляться очень сильно окрашенные сапфиры. И было обнаружено, что эти яркие камни результат диффузии нового элемента: бериллия. Бериллий, который имеет гораздо меньший размер атомов, чем титан или хром, смог рассеяться по всему сапфиру. Даже крупные сапфиры, успешно меняли свой цвет при этой обработке. Вскоре было обнаружено, что цвет рубинов также может быть усилен с помощью этой технологии.

 Пропитывание воском

Данный метод заключается в том, что в поверхность камня втирается немного воскообразного вещества, с тем чтобы скрыть поверхностные трещины и изъяны, а также некоторым образом улучшить цвет камня. Метод часто применятся в отношении дешевых звездчатых рубинов и сапфиров.

 Пропитывание маслом

Данный метод применяется в отношении изумрудов. Изумруд вымачивается в масле, которое может быть зеленым. Цель состоит в том, чтобы заполнить мелкие трещинки, которые довольно часто наблюдаются в изумруде.

Изумруд до промасливания и после обработки

Заполненные стеклом камни

Трещины, которые выходят на поверхность камня, можно заполнить стеклом или эпоксидной смолой. Наполнители делают трещины менее заметными и в целом улучшают  внешний вид камня. Продажа камней, обработанных таким образом, считается мошенничеством.



Поверхность, достигающая трещин в алмазах, может быть заполнена расплавленным свинцовым стеклом, уменьшая появление трещин.
 

Поверхностные трещины в бриллиантах иногда заполняются стеклом с высоким содержанием свинца. Это уменьшает видимость трещины, с целью повышения внешнего вида алмаза.  При такой обработке трещина все еще присутствует в камне, но она просто становится менее заметна.
 

Высокое давление и высокотемпературные обработка могут изменить атомную структуру некоторых типов алмазов. Коричневые алмазы становятся бесцветными.



Нагревание алмазов при высоких давлениях и высоких температурах может удалить или уменьшить их коричневатую окраску. В результате такой обработки алмаз становится бесцветным. Другие типы алмазов могут быть преобразованы из коричневого в желтый, оранжево-желтый и желтовато-зеленый.

В последнее время  специалисты из Телль — Авива разработали новую — «кислотную» технологию обработки  бриллиантов с черными включениями. Последние растворяются при помощи сильнодействующей кислоты. Реагент проникает в камень и добирается до включения по уже существующей микротрещине, соединяющей изъян с поверхностью бриллианта.

Для залечивания трещин в бриллиантах используются вещества с особо сильным светопреломлением. При рассмотрении под микроскопом видно, что залеченные трещины в бриллианте содержат пузырьки и часто показывают оранжевые или фиолетовые интерференционные картины — так называемый «флешш-эффект». Это выражается в том, что в темном поле на трещине появляются желтовато-оранжевые цвета, сменяющиеся ярко-синим при вращении камня.

Для выявления залеченных трещин используется УФ свет. Крупные залеченные трещины непрозрачны для рентгеновских лучей.

Особенности бриллиантов с залеченными трещинами

Более трудными в диагностическом плане являются алмазы, облагороженные с помощью облучения. В некоторых случаях облученные алмазы можно распознать с помощью лупы или микроскопа по характерному эффекту — эффекту « зонтика» — особому распределению окраски в области шипа бриллианта. Однако в основном облученные алмазы можно выявить только с помощью спектроскопии.

Распознавание облагороженных  ювелирных камней

Аквамарин-нагревание- определить невозможно.          

Халцедон, окраска  в синий и зеленый цвета – розовое свечение под  фильтром Челси, неестественная окраска.

Корунд -нагрев — беловато-зеленая люминесценция.

Сапфир, поверхностная диффузия, погружение в йодид метилена —  пятнистое зондирование цвета и признаки  тонкого  цветного слоя.

Сапфир, рубин,  заполнение пустот- под увеличением  различимы полости, щербины и сколы, заполненные пластмассой или стеклом.

Рубин,  нагрев — изменения в структуре включений.

Алмаз, заполнение трещин – под увеличением эффект цветных вспышек.

Изумруд, пропитка маслом или синтетическими смолами — масло светится желтым цветом  под ультрафиолетом, а смолы и полимеры беловато-голубым. Под увеличением краска может быть видна в трещинах

Лазурит, окраска – после обработки тампоном  с ацетоном  обесцвечивание.

Коралл, бирюза, лазурит обработка воском- эффект «выпотевания» воска при прикосновении нагретой иглы к поверхности камня.

Коралл, бирюза, лазурит, жадеит обработка пластмассой — резкий запах пластмассы при прикосновении горячей иглы.

Жемчуг, окраска — после обработки тампоном  со слабой азотной кислотой обесцвечивание. Жемчуг может быть окрашен или подкрашен различными красителями. Черный жемчуг для улучшения цвета часто обрабатывают азотнокислым серебром. Рекомендуется быть осторожным с культивированным жемчугом, который имеет яркую окраску. Необходимо посмотреть внутри отверстия в бусине. Если она прокрашена, отверстие будет неестественно красным, при этом стоит обратить внимание на нитку. К любой жемчужине, имеющей очень однородный  интенсивный черный цвет, следует относиться  с подозрением.

Темное отверстие в окрашенном жемчуге