Ювелирное дело

Опаловая окаменелость обрела новую жизнь в необычной скульптуре

Торговец драгоценными камнями Ануп Джогани представляет редкий кусок черного опала, сформировавшийся в окаменевшей древесине и вдохновивший его на создание скульптуры.

Для дилера драгоценных камней из Лос-Анджелеса Анупа Джогани поиск старинных драгоценных камней и украшений с исключительным происхождением, историей и характером – это образ жизни. От драгоценных рубинов Бирмы и редких, бархатисто-синих сапфиров Кашмира до ярких зеленых изумрудов империи Великих Моголов и кристально чистых бриллиантов легендарной индийской шахты Голконда, Джогани собрал неплохую коллекцию, которая пользуется заслуженной популярностью благодаря качеству и «индивидуальности» своих изделий.

Однако один конкретный драгоценный камень в коллекции действительно покорил его сердце. Дело не в том, что это был единственный цветной камень, который когда-либо по-настоящему очаровывал его, и не в том, что он был, возможно, самым ценным из тех, что он мог приобрести, но он был очень особенным, редким творением матери-природы: черный опал, сформированный в окаменевшем дереве.

Джогани обнаружил необычный экземпляр на выставке в Майами, во время посещения дилера очень красивых опалов. «Это продается?» – спросил Джогани. «Нет, – ответил продавец опалов, – у меня не хватает духу вырезать [опал] из окаменевшего дерева».

При ближайшем рассмотрении Джогани понял, что это. «Это были опализация и петрификация, соединившиеся в одном знаменательном геологическом супе!» – говорит он, в результате чего получился «невероятно прекрасный опал и возвышенно сформированный кусок породы».

Редкость этих двух природных процессов, работающих в унисон для создания такого необычного объекта, в конечном счете, привлекла внимание Джогани, творение природы перешло в его собственность. Чтобы понять ценность этого изделия для коллекционера или ценителя драгоценных камней, а также его значительную научную ценность, необходимо понять, как природа творила свою магию над этим превосходным образцом.

Проще говоря, когда организм, например, дерево, погибает, обычно микроорганизмы, такие как бактерии или грибы, приступают к расщеплению его органических веществ. Однако время от времени только что погибшее дерево быстро оказывается погребенным под грязью, илом или вулканическим пеплом. Этот материал закрывает безжизненное дерево от кислорода. Поскольку кислород является основным стимулом процесса гниения, такое дерево начинает разлагаться гораздо медленнее, чем обычно.

Тем временем вода или грязь, насыщенная минералами, просачивается в поры и другие отверстия мертвого дерева. В течение сотен тысяч лет, пока внутренняя структура дерева постепенно разрушается, его органический материал замещается кристаллизующимися минералами. В данном случае, превращаясь в гидратированный кремнезем или опал (опализация). В итоге получается камень, который принимает форму и структуру оригинального дерева (петрификация). Неудивительно, что когда-то считалось, что опал способен сохранять жизнь!

Формирование этого камня настолько очаровало Джогани, что он решил поделиться этой историей с широкой аудиторией. Поскольку при извлечении опала из окаменевшего дерева оно разрушается, большинство людей никогда не смогут увидеть драгоценный камень в таком виде. Поэтому он решил создать скульптуру, которая расширила бы оригинальное произведение в гораздо большем масштабе, надеясь, что это произведение искусства будет и просвещать, и вдохновлять.

«Эта история захватила меня, – говорит Джогани. – Это было во время пандемии [COVID-19], и я думал о том, как соединить историю драгоценных камней с мифологией природы. Искусство плюс природа – вот и вся история».

Для реализации своей идеи Джогани привлек трех мастеров, каждый из которых является экспертом в своей области.

Крис Таул, скульптор, чье мастерство было востребовано в таких фильмах, как «Звездные войны», «Парк юрского периода», «Аватар» и многих других, получил задание создать скульптуру из окаменевшего дерева и швы из искусственного опала и соединить их с оригинальной работой Джогани.

На стадии разработки концепции он много думал о масштабе скульптуры и о том, как швы из искусственного опала будут дополнять оригинальный образец. Затем, используя то, что он называет «секретной формулой», полученной за десятилетия опыта в своем ремесле, Таул сформировал основную часть произведения, используя глину и силиконовые формы. Однако самой сложной задачей для него было воспроизвести цвет, свечение и переливы опала.

«Фальшивые швы опала, которые я вставил в скульптуру, [созданы с помощью] сложной, трудоемкой, многослойной системы, выполненной вручную, чтобы добиться сияющей глубины цвета и радужных свойств отраженного света, – говорит Таул. – Я потратил много времени на тонкую настройку блеска, глубины цвета и интенсивности. Это был долгий, затяжной труд любви. Но результат того стоит».

Натали Тирс, жена Таула, опытная художница, участвовавшая в таких разнообразных проектах, как постановки Эндрю Ллойда Уэббера, драмы BBC, настенные росписи для Disney и художественные фильмы, такие как «Алиса» Тима Бёртона, была удостоена «чести и немного сложной последней фазы» росписи скульптуры, от которой «она получила огромное удовольствие».

Дополнительные штрихи были созданы умелыми руками Кассандры Николсон, дипломированного геммолога, ювелира и дизайнера ювелирных украшений, которая совершенствовалась в своем ремесле в качестве ювелира в компании Fred Leighton в Нью-Йорке, известной изысканными винтажными украшениями, которые она предоставляет знаменитостям для красных дорожек, а также фирменной коллекцией.

Ее вклад заключался в создании золотого акцента для оригинального экземпляра, чтобы подчеркнуть его место в скульптуре, а также золотой стойки для скульптуры, на которую она будет опираться. Она вырезала несколько вариантов деталей из воска, а затем вместе с командой решила, какие из них лучше всего дополнят текстуру окаменевшего дерева.

«Этот проект отличался от моей обычной работы по изготовлению ювелирных изделий, – говорит Николсон. – Он требовал придания воску формы с учетом неравномерной текстуры дерева».

Николсон, которая выросла в Альберте, Канада, и в детстве проводила время в охоте за ископаемыми в пустошах Драмхеллера и посещала палеонтологические музеи, говорит, что она была в восторге от работы с таким редким окаменелым образцом опала, одного из ее любимых драгоценных камней. «Я представляю, какой путь может пройти драгоценный опал от сырья до готового украшения, – говорит Николсон. – Мне нравится, как контрастные элементы соединяются вместе. Я никогда не видела ничего подобного».

Для Джогани скульптура «великолепна», и он, как и все те, кто участвовал в ее создании, надеется, что ее оценят за красоту и дизайн. Что не менее важно, Джогани надеется, что скульптура пробудит в зрителях любопытство к одному из необычных способов появления опалов, оставит их в благоговении перед тем, что способна создать мать-природа, и напитает их души так же, как у каждого из создателей скульптуры.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jogani.com/blogs/gemstone-diary/anup-jogani-opal-petrified-wood-sculpture

Выйти из мобильной версии