В какой-то момент на рубеже XIX века самым модным в ювелирных украшениях был совершенно новый стиль с дизайном, вдохновленным природой. Почему ар-нуво снова в моде?
Вот уже много десятилетий популярны геометрические линии ар-деко, модернизма и минимализма. Но перемены витают в воздухе. Вы заметили возвращение цветочных обоев в авангардном стиле, мебели, обтянутой бархатом и парчой оттенков драгоценных камней, и роскошных ковров, покрывающих блестящие черные половицы? Интерьер в бежевых тонах сегодня выглядит старомодно, поскольку возвращается органическая эстетика.
Изысканные украшения в стиле ар-нуво создавали Рене Лалик, Жорж Фуке, Анри Вевер и другие мастера. Каждое из них – мастерский образец совершенно нового стиля ювелирных украшений. Период интенсивного творчества начался в последние годы XIX века и длился менее двух десятилетий. Ар-нуво проник во все культурные ниши: от архитектуры до живописи, от музыки до литературы.
Вдохновляясь красотой природы, ведущие ювелиры в стиле ар-нуво создавали изысканные изделия из инновационных материалов, таких как рог и эмаль. Это была более мягкая эстетика, зажатая между ледяным монохромом бриллиантов Belle Époque и строгой геометрией ар-деко, которая доминировала в 1920-х и 1930-х годах.
Рене Лалик был бесспорным мастером этого жанра, и его творчество характеризовалось использованием экзотических и часто хрупких материалов, таких как формованное стекло. Они были инкрустированы полудрагоценными камнями, например лунным камнем и опалами, и украшены жемчугом мягких натуральных оттенков. Все это придавало его драгоценностям флер мимолетности.
Если природа была преобладающей темой ар-нуво, то любимым мотивом Лалика была женская фигура с крыльями стрекозы. Он создавал браслеты, ожерелья, подвески и гребни с изображением стрекоз, павлинов, насекомых и змей.
Лалик начал свой бизнес в 1885 году, а в 20-х годах прошлого века продолжил работу над дизайном стеклянной посуды из матового стекла, которая так близка периоду ар-деко. Он заработал себе репутацию редкого ювелирного мастера, создав сценические украшения для Сары Бернар. Драгоценности Лалика было легко носить: ни одно из них не было жестким, все они обладали незаметной гибкостью. Его изделия мягкие на ощупь, их обратная сторона, даже если она скрыта от глаз, так же красиво обработана, как и лицевая.
За Сарой Бернар последовали новые клиенты: аристократы-интеллектуалы и светские дамы. Они носили украшения Лалика и выглядели гораздо свободнее своих современников в узких корсетах, шляпах и силуэтах в форме песочных часов. В 1900 году Парижская выставка представила этот новый образ широкой международной аудитории.
С 1920-х годов ар-нуво пережил не одно возрождение. Сюрреалисты, в частности Сальвадор Дали, любили ар-нуво и вернули его к жизни в 1930-х годах. Следующее возрождение последовало в начале 1970-х годов. Теперь, похоже, нам нужно еще одно. Новая модная эстетика естественности выглядит так современно в нашем зарождающемся постминималистическом мире.