Кристина Маттерн из Tenenbaum Jewelers рассказывает о сентиментальной истории и современной привлекательности этих талисманов.

Почему каждый хочет иметь медальон?

Кристина Маттерн получила степень дипломированного геммолога в Геммологическом институте Америки (GIA) и последние 25 лет посвятила магии антикварных ювелирных изделий.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Кристиной Маттерн.

Когда впервые появились медальоны? 

На протяжении более пяти веков медальоны были популярны благодаря своей сентиментальной природе. Будь то траурные медальоны, как это было традиционно, или романтические, как в более современных дизайнах, медальоны обладают огромной сентиментальной притягательностью.

Они похожи на маленькие кармашки для хранения драгоценного и крошечного «талисмана» – возможно, пряди волос или портретной миниатюры. Иногда медальон располагается на оборотной стороне украшения (так называемый en verso). В последнее время в медальоны стали помещать фотографии, что в наш цифровой век, безусловно, является анахронизмом.

Самый ранний пример, который я видела, вовсе не традиционный медальон, а украшение «кристалл Стюарта». «Кристаллы Стюарта» – это граненый горный хрусталь, который покрывает хрупкий узор с золотой подложкой. Обычно для траура, дизайн традиционно представлял собой вариант фона из пряди волос с золотым шифром сверху. Технически это медальоны, и хоть их нельзя было открыть или закрыть, они, безусловно, служили для выражения чувств.

Что помогло медальонам сохранить свою актуальность?

Медальоны, имея значительную плоскую поверхность, были идеальным холстом для гравировки и чеканки по металлу. Детали могут быть потрясающими, с удивительной точностью. Старинные изделия имеют атласную поверхность. При чеканке металл просто перемещают, а при гравировке удаляют излишки металла.

На мой взгляд, самыми нестареющими являются серебряные медальоны в виде книжек Викторианской эпохи с накладками из розового золота, на цепочках. Они, как правило, несколько более щедрые по масштабу и размеру, и цена на них также приемлема.

Золотые медальоны Викторианского возрождения с гравировкой часто имеют форму сердца. Они классические и легко вписываются в современный ювелирный гардероб. Сегодня я вижу, что многие из них носят на длинных цепочках вместе с другими сентиментальными талисманами.

Какие эпохи и страны происхождения выделяются для коллекционеров? 

Японские изделия сякудо и сибаяма. Первоначально использовались для украшения одежды самураев и позднее, в 19 веке, изготавливались для экспорта в Европу, изделия сякудо очень характерны, с сине-черной основой, увенчанной мотивами из смешанных металлов, и чрезвычайно ценятся коллекционерами. Если вам очень повезет, вы сможете найти один из этих предметов раннего мастерства, но в удобной для ношения форме, как медальон.

Сибаяма – это лак с органической инкрустацией, например, слоновой костью или перламутром – с высокорельефным рисунком, и его расцвет совпадает с производством сякудо.

Найти любую из этих конструкций в хорошем состоянии – необычно; найти обе техники в одном экземпляре – еще более необычно.

Требуют ли старинные образцы особого ухода или ремонта?

Уход за медальонами может быть сложным, потому что в большинстве случаев их нельзя мочить. Будь то прядь волос, портрет на слоновой кости или фотография, они не защищены от влаги, поэтому за ними нужно ухаживать, независимо от того, современные они или антикварные.

Самые красивые и желанные медальоны трудно найти, и только постоянная «охота» поможет вам приобрести их. Я целыми днями покупаю у людей украшения, но во многих случаях люди неохотно расстаются с медальоном из-за сентиментального характера изделия.

Изображения: Кристина Маттерн; Траурный медальон «кристалл Стюарта» из 18-каратного желтого золота, около 1700 года (Tenenbaum Jewelers).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://rapaport.com/magazine-article/locket-lore/