Здесь вы найдете продолжение статьи о ситуации, возникающей на современных ювелирных аукционах.

Джонатан Абрам:

Почему крупные камни теряют свой блеск на аукционах? ч. 2

Создание нового наследия

Еще одна возможная причина снижения аукционных перспектив крупных бриллиантов связана с желанием получить наследие. Многие участники торгов хотят приобрести что-то, что они смогут передать потомкам, и для некоторых перепродажа может не подойти.

«Williamson Pink Star и De Beers Cullinan Blue были недавно ограненными камнями, – объясняет Абрам. – Наследие очень важно для покупателей этой категории, и им нравится создавать свое собственное наследие, а не участвовать в уже существующем. Все камни, предлагаемые на осенних аукционах, уже выставлялись на продажу, прошли переогранку или были отполированы. Они не новые».

Брюнинг, однако, считает такое отношение нонсенсом. Некоторые из самых ценных бриллиантов, которые когда-либо продавались, были выставлены на аукцион второй или очередной разы, отмечает он.

«Если вы посмотрите на некоторые бриллианты, которые исторически достигли огромных цен, такие как CTF Pink Star, Zoe Diamond или Graff Yellow, ни один из них не был новым, и многие из них были куплены азиатскими коллекционерами, – уточняет он. – Так что нет, я не думаю, что создание нового наследия – это действительно фактор. Для меня это не имеет никакого значения».

Тем не менее, по мнению Бургум, в этой теории есть доля правды. «Ключевая фраза – «только что на рынке», и да, если предмет впервые выставляется на аукцион, вокруг него может быть больше шумихи», – говорит она.

Охота за эксклюзивностью

Хоть все эти факторы, вероятно, способствовали замедлению роста рынка, есть и более важные вопросы. Что привлекает покупателей к крупным цветным бриллиантам на аукционах, так это возможность эксклюзивной покупки, то, чего нет ни у кого другого. Но в последнее время эксклюзивность этих камней начинает казаться сомнительной.

«Людям говорили, что эти камни чрезвычайно редки, но теперь они видят их довольно часто, – говорит Абрам. – Кроме того, эти предметы очень [активно] рекламируются в социальных сетях, поэтому многие покупатели смотрят в свои телефоны и видят фотографии этих очень важных камней, о которых им говорят, что они редки – и они редки, но слишком частые встречи с ними могут изменить это восприятие».

Как и многие другие рынки, аукционный рынок цикличен. Ситуация с желтыми бриллиантами, которые традиционно были стабильным предложением, начала изменяться примерно два года назад независимо от Covid-19, по словам Брюнинга.

«Цены просто существенно упали примерно на 20 % — 25 % по всему миру, и поскольку они упали, это привело к пересмотру [на макроуровне] того, сколько желтых бриллиантов мы должны выставлять на рынок, – говорит он. – И я думаю, если вы посмотрите на аукционы с 2020 года до конца прошлого года, первой половины этого года, вы увидите меньше желтых бриллиантов, чем в предыдущие периоды времени. И выгода от этого заключается в том, что сейчас мы наблюдаем значительный рост спроса и цен на желтые бриллианты».

Вот где проявляется редкость. «Хоть я думаю, что голубые и розовые бриллианты все еще продаются по высоким ценам, – продолжает он, – они действительно должны иметь фактор редкости [как] основную часть того, как они достигают этих цен».

Слишком много хорошего

В этом смысле одной из самых больших проблем, с которыми сталкивается аукционная индустрия, может быть усталость рынка.

Крупные цветные бриллианты, которые выставляются на аукцион, – это wow-фактор. Для покупателей это приобретение единственного в своем роде изделия, которое никто не видел и никогда больше не увидит. Но это не так, когда на каждом аукционе выставляется самый впечатляющий розовый или голубой бриллиант весом более 10 карат. Один может быть самым большим розовым бриллиантом овальной формы, другой – самым большим бриллиантом фантазийного ярко-голубого цвета, но в действительности эти модификаторы имеют ничтожное значение. Покупатели видят, как похожие цветные бриллианты дебютируют снова и снова.

Возможно, именно появление Fortune Pink на сцене так скоро после взрывного успеха Williamson Pink Star не позволило первому бриллианту достичь более высокой цены.

«На рынке появилось много таких камней, и в какой-то момент становится немного сложно продолжать поддерживать идею исключительной редкости, когда они появляются один за другим, – говорит источник, близкий к аукционным домам. – Это непростая задача, и… вероятно, на рынке есть некоторая усталость, особенно [среди ярких камней] определенного размера».

Махешвари беспокоится о том, как этот приток «особенных» бриллиантов повлияет на рынок цветных камней в целом. «Я определенно чувствую, что люди перенасыщают аукционы слишком большим количеством цветных бриллиантов», – говорит он. Он считает, что за пределами аукциона могут быть лучшие возможности, где больше анонимности, больше выбора и меньше сходства товаров.

«Я думаю, что крупные камни лучше продаются вдали от аукционных домов, потому что есть много покупателей, которые не хотят, чтобы их бриллианты были разрекламированы, – объясняет он. – У меня только что был заказ на крупный голубой бриллиант весом 10 с лишним карат, и VIP-клиент не хотел покупать его на аукционе. Им нужен камень, которого никто не видел. Это просто эксклюзивность».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://rapaport.com/analysis/why-are-large-stones-losing-their-luster-at-auction/