Своеобразный стиль легендарного ювелира сыграл главную роль в формировании и развитии усыпанного драгоценностями голливудского гламура.

Пол Флато (1900-1999), один из создателей американского ювелирного стиля 20-го века, был первым и оригинальным «ювелиром звезд». Он создавал драгоценности с мощной самобытностью, говорящие о своей эпохе, но в то же время неизменно современные, привнося в них непринужденную элегантность с остроумием и причудливостью, обогащая их эклектичным набором тем и вдохновений.

В своей непринужденной роскоши драгоценности Флато воплощают американские демократические принципы, разрушая формальность драгоценностей как символа власти, королевской или дворянской элитарности. В то же время, яркий гламур Флато превратил его драгоценности в желанные «знаки» голливудских королевских особ и нью-йоркского высшего общества. Драгоценности Флато были созданы для того, чтобы быть в центре внимания, чтобы их замечали, чтобы о них сплетничали, и сегодня они по-прежнему излучают это звездное качество, что в совершенстве демонстрирует браслет на декабрьском аукционе Phillips в Нью-Йорке.

Пол Флато родился в Техасе в обеспеченной семье немецких иммигрантов. Возможно, под влиянием изысканных вещей, которые он видел вокруг себя на вечеринках и светских раутах, он обнаружил свою творческую жилку в юном возрасте, коллекционируя агаты и наблюдая за тем, как местные ремесленники вручную изготавливают украшения из серебряной проволоки.

В 1920 году он переехал в Нью-Йорк и поступил на курс изучения бизнеса в Колумбийском университете, но через год бросил учебу, когда семья прекратила выплачивать ему пособие в надежде, что он вернется в Техас. Вместо этого он устроился подмастерьем к ювелиру на Пятой авеню, возможно, благодаря новому другу, который был дизайнером Tiffany.

Флато было всего 27 лет, когда он открыл свой собственный ювелирный бизнес в Нью-Йорке, и очень скоро его вкус, врожденное обаяние и светские связи принесли ему быстрый успех, а также блестящую репутацию среди элиты города. Сначала он создавал редкие драгоценные ожерелья и начал сотрудничать с относительно малоизвестным торговцем бриллиантами Гарри Уинстоном, вставляя камни от Уинстона в свои изделия. Эти взаимовыгодные отношения развивались на протяжении многих лет: Флато оправил знаменитый бриллиант Джонкер весом 125,65 каратов в ожерелье, которое привлекло огромное внимание прессы, когда его надела светская львица и актриса Дина Меррилл, дочь Марджори Мерривезер Пост.

От природы общительный и жизнерадостный, Флато понимал ценность имиджа, вращения в правильных социальных кругах и жизни на широкую ногу. Он был завсегдатаем ресторана El Morocco, светских вечеринок и мероприятий с красной дорожкой. Он также понимал личный характер отношений между ювелиром и клиентом и ясно видел потенциал зарождающейся концепции индивидуального дизайнера-ювелира.

 Он умел распознавать дизайнерские таланты и нанимал талантливых мастеров, в том числе Джорджа Хедли, а также известного Фулько, герцога Вердуры, с которым его познакомила Диана Вриланд. Каждый из его дизайнеров работал в своем стиле, и каждый умело интерпретировал зачастую причудливые идеи Флато, превращая их в драгоценности, которыми восхищались нью-йоркские светские львицы, законодатели моды и голливудские звезды.

Драгоценности Флато варьировались от классических, но современных натуралистических цветочных композиций до причудливых, остроумных дневных украшений из золота и драгоценных камней. Они были выполнены в виде туфелек, кактусов, ангелов, денежных мешков и рук, на которых были написаны буквы языка жестов – возможно, в связи с его собственной потерей слуха.

Его знаменитая брошь-сердце возникла из дизайна, созданного для Миллисент Роджерс и совместно с ней; пышное сердце, усыпанное рубинами, простреленное золотой с бриллиантами стрелой и задрапированное синим знаменем с девизом verbum carro (библейская цитата).

Браслет с резным изумрудом, бриллиантами и платиной от Пола Флато (Jewels New York):

Пол Флато и голливудский стиль

В 1938 году Флато открыл бутик на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. Его репутация крепла благодаря ювелирным украшениям, которые он создал для Кэтрин Хепберн и Дорис Нолан для фильма «Праздник», вышедшего на экраны в том же году. С этого времени, на пике Золотого века Голливуда, Пол Флато стал квинтэссенцией ювелирного искусства звезд, его творения носили как на экране, так и вне его такие актрисы, как Грета Гарбо, Джинджер Роджерс, Рита Хейворт и Марлен Дитрих, для которой он сделал впечатляющий браслет с бриллиантами и кабошонами изумруда.

Дважды женатый, Флато любил путешествовать, особенно по Европе, в Париж, где он познакомился с Сюзанн Бельперрон и Габриэль Шанель, а также по Южной и Центральной Америке, впитывая самые разные влияния, которые придали его драгоценностям современность, актуальность и богатство.

Резной изумруд в могольском стиле в бриллиантовом браслете, выставленном на аукцион Phillips, свидетельствует об этих влияниях и о разнообразных культурных вдохновениях, которые переосмысливали ювелирный дизайн 1920 — 1930-х годов. Здесь Флато поместил впечатляющий изумруд, высоко и гордо украшающий графический браслет с бриллиантовым покрытием, перекликающийся со знаменитым браслетом Дитрих. К браслету прилагается письмо с подтверждением подлинности и оригинальный эскиз, на котором изумруд изображен в другой оправе; очень часто Флато предлагал различные варианты оправы для столь значительных камней, как этот, особенно если украшение было на заказ или камень принадлежал клиенту.

К сожалению, воображение и обаяние Флато не соответствовали его деловой хватке, и в 1940-х годах он столкнулся с финансовыми трудностями, которые завершились рядом тюремных сроков. Однако он прошел эти испытания и в 1966 году переехал в Мехико, открыл там бутик и продолжал разрабатывать и создавать драгоценности с мексиканским и южноамериканским влиянием до 90-летнего возраста, после этого он вернулся в Техас, чтобы провести оставшиеся годы с двумя дочерьми.

Фотография вверху статьи: Браслет с резным изумрудом, бриллиантами и платиной от Пола Флато (Jewels New York).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.phillips.com/article/87595115/paul-flato-and-hollywood-style