Художественная резьба по камню – одно из древнейших искусств. Старейшие образцы датируются восьмым веком до нашей эры. Уже тогда люди умудрялись создать великолепные шедевры, имея в распоряжении только примитивные орудия труда.

Сегодня, с развитием технологий, глиптика вышла на новый уровень. Современное оборудование позволяет создавать вещи неописуемой красоты. На крупных предприятиях процесс автоматизирован: ювелирную гравировку наносит станок.

Некоторые мастера предпочитают заниматься резьбой по старинке: с долгой и кропотливой ручной работой, в которую вложена частичка души

История глиптики: от прошлой эры до наших дней

узор на камне

Искусство резьбы по камню зародилось практически одновременно в двух цивилизациях: Вавилоне и Древней Греции. Там процветание отрасли было отмечено уже в V веке до н. э. Отдельные экземпляры, найденные на Средиземноморских островах, были сделаны еще раньше – примерно в 800-м году до н. э.  Изначально резьба применялась только в архитектуре. Ею украшали стены храмов и богатых домов.

Египтяне, приобщившиеся к искусству двумя столетиями позднее, привнесли в него новшество – камеи. Чаще всего скульптурки делались из сардоникса. Многослойная структура камня позволяла создавать на его поверхности необычную трехмерную графику. Там, где сардоникса не было, резьба выполнялась на других прочных минералах.

Многие произведения глиптического искусства сохранились в превосходном состоянии, несмотря на многовековой возраст

Чуть позже эстафету подхватили и в Древнем Риме. Здесь камнеобрабатывающее мастерство было в большом почете. Древнеримские ювелиры создали немало уникальных шедевров. Но расцветом искусства считается другой период – эпоха Возрождения, наиболее ценным достоянием которой считаются работы:

Камеи мастеров Ренессанса прекрасно сохранились. Сегодня они выставлены в экспозициях американских и европейских музеев.

результат резьбы по камню

Отдельного внимания заслуживают труды учеников ювелирной школы Идар-Оберштейна. В позапрошлом веке здесь располагался крупнейший в Европе обучающий центр по работе с драгоценными и полудрагоценными минералами. Немецкий город расположен в горной местности и славится разнообразием добываемых пород.

Сегодня школы там уже нет, но город по-прежнему считается «геммологическим раем». Здесь расположен крупный базар, на котором продаются обработанные и необработанные самоцветы разной ценовой категории. Ассортимент впечатляющий.

Кстати, в городке Идар-Оберштейн родился голливудский актер Брюс Уиллис

Вернемся к ювелирной школе XIX века. Среди ее выпускников есть много знаменитых резчиков того времени. Самый известный – Вильгельм Лацер, создавший легендарную камею «Венера», укомплектованную свадебными драгоценностями. Экспонат хранится в музее Идар-Оберштейна.

Разновидности художественной резьбы на самоцветах

изображение человека из камня

Существует несколько видов и способов работы над драгоценными минералами. Собирательное название для всей отрасли – глиптика. Этот термин включает все фигуры и скульптуры из камня и имеющие на поверхности высеченное изображение или орнамент. Коллекцию таких предметов искусства называют глиптотекой.

Сырьем для обработки традиционно служат геммы. Это цветные камни с узорчатой структурой

Обработанные геммы делятся на такие категории:

Вторая разновидность чаще всего представляла собой персональные печатки. В древние времена они широко использовались, так как были единственным эффективным атрибутом для сохранения конфиденциальности. С помощью инталий запечатывали важные письма, документы, ларцы, шкатулки и даже входные двери жилища.

У камей назначение более разнообразное. Эта категория разделяется на два подвида изделий:

огромное кольцо

В редких случаях инталии тоже служили предметом декоративного искусства. На одной из них высечен портрет немецкого писателя Иогана Гете. Автор этого произведения – художник Хэккер.

Увидев готовую инталию, Гете настолько восхитился, что сам увлекся красивыми самоцветами и стал их коллекционировать

В отдельную категорию выделяют твердородную резьбу. Она отличается от обычной тем, что осуществляется только на самых твердых минералах: нефрите, горном хрустале, сердолике, ониксе, яшме, агате и др. Изделия получаются долговечными, но такая обработка сложнее и требует больше времени. Хрупкие материалы вроде мрамора, янтаря, селенита, гипса и кораллов для твердородной резьбы не подходят. С мягким сырьем обычно занимаются любители-новички, поскольку его обработка не требует высокой степени профессионализма. Следующей ступенью освоедния резьбы является резьба на среднетвердых минералах, например, резьба на опале.

Технология искусства резьбы на драгоценных камнях

В древности резьба на самоцветах была длительным и кропотливым трудом. По цитате одного из мастеров средневековья, на изготовление крупной камеи хорошего качества времени уходило «как на постройку собора».

красивая работа ювелира

Поначалу для создания резных камей использовались нож и бурава. В VI века до н. э. начали применять простенькие механические станки со смычками. Единственным доступным абразивом долгое время был наждак с острова Наксос. В период походов Александра Македонского твердые минералы стали обрабатывать алмазным инвентарем: пилой и пылью.

Увеличительного стекла у древних ювелиров не было. Над «прорисовкой» мелких деталей они работали практически вслепую

Тем не менее, многие образцы античной эпохи отличаются ясной композицией, правильными пропорциями и высокой точностью каждого элемента. 

Мастерам-современникам работать проще. В их распоряжении есть электропилы, ножовки для прорезки металла, ювелирные лобзики, абразивные головки и прочее функциональное оборудование. Во многих городах практикуются мастер-классы по высечению рельефных рисунков на цветных камнях.

Художественная резьба также широко используется в промышленности для создания оригинальных ювелирных изделий с узорами, надписями и картинками на поверхности.