Хотя эти поразительные произведения не были востребованы до последних лет ее жизни, они отражают давнее желание Делоне сделать искусство доступным.
В творчестве Сони Делоне, от пуговиц и купальных костюмов до картин и автомобилей, сочетаются мотивы русского и украинского наследия с авангардной чувственностью Парижа, где она преимущественно работала. Однако один из ее последних проектов – создание ювелирных изделий – часто упускается из виду.
Произведения Делоне следовали визуальным принципам орфизма – художественного движения, которое она и ее муж, французский художник Робер Делоне, помогли основать в начале XX века. Движение, которое сыграло ключевую роль в переходе к абстракции, характеризуется сочетанием геометрии кубизма с бесстрастным колоритом фовизма. В отличие от мужа, Соня увлекалась творческими дисциплинами, выходящими за рамки изобразительного искусства, особенно модой и текстилем.
Поворотный момент для Делоне наступил в 1911 году, когда она сшила лоскутное одеяло для детской кроватки своего сына. Сейчас оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже. Лоскутное шитье вдохновило ее на создание одежды, которую позже Соня шила для друзей и частных клиентов. В следующем десятилетии она разработала линию тканей, вместе с Жаком Хаймом открыла студию моды, создала ткани от кутюр для Роберта Перье, а также костюмы и декорации для кино и театра.
Кроме того, она разработала окрашенные в растительный цвет деревянные пуговицы из маркетри, инкрустированные абстрактными формами, для многих предметов одежды. Эти пуговицы стали предшественниками геометрических украшений, которые она начала изготавливать в 1920-х годах. Ювелирные изделия Делоне не имели коммерческого успеха до 1970-х, пока ее не пригласили сотрудничать с Artcurial, затем с галереей, книжным магазином и аукционным домом в Париже, основанным директорами L’Oreal. Наследница косметической линии Лилиан Беттанкур привлекала лучших мастеров для создания редких изделий, разработанных художниками для галереи.
С 1975 года до своей смерти в 1979 году Делоне создавала для Artcurial ткани, шарфы, посуду, ковры и украшения, вдохновленные ее более ранними двухмерными работами. «Вся ее идея заключалась в том, чтобы творить для дома и для женщины внутри него. Ее работы были образом жизни, больше, чем просто экспонаты в музеях, – рассказывает Пьер-Ален Шаллье, бывший директор Artcurial, который теперь руководит его одноименной галереей. – Сегодня многие люди изучают методы ее работы. Она хотела создавать искусство для всех».
Делоне создала два ювелирных дизайна: обе подвески-броши, отражающие орфизм и симультанизм ее плоского искусства. Первый связан с дизайном 1977 года, который она ранее разрабатывала с Джанкарло Монтебелло из GEM в Милане. Работа под названием Danse: Rythme sans fin была основана на одноименной гуаши 1923 года. Переделывая дизайн для Artcurial, Делоне назвала работу Flamenco. Вторым дизайном, созданным для Artcurial, была Abstraction.
«Для Делоне было так же важно придумать платье или украшение, как нарисовать картину. Для нее все это было искусством», –
Пьер-Ален Шаллье
Отходя от смелых золотых ожерелий и украшений в восточном стиле, которые определяли эстетику 1970-х годов, Делоне использовала мягкую и твердую эмаль, чтобы воплотить свои красочные геометрические абстракции в драгоценных формах. Она также использовала 18-каратное золото, серебро, позолоченное серебро и бронзу. В то время каждое ее украшение стоило около 1000 евро в современном эквиваленте, но, учитывая, что многие выпуски были незавершенными, эти экземпляры (особенно золотые) довольно редки, что повышает их ценность.
Что касается подхода Делоне к ювелирным изделиям, Шаллье объясняет: «Она говорила, что это не только вопрос геометрии. Цвета могут полностью изменить ваше представление о форме. В наших архивах есть письма от нее, в которых она объясняет, что для нее было так же важно придумать платье или украшение, как нарисовать картину. Для нее все это было искусством».
Дидье Хаспеслаг также говорит о дальновидном подходе Делоне и о том, что драгоценности сыграли важную роль в демократизации изобразительного искусства.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.galeriemagazine.com/sonia-delaunay-jewelry-artcurial/