Хотя эти поразительные произведения не были востребованы до последних лет ее жизни, они отражают давнее желание Делоне сделать искусство доступным.

Соня Делоне в творениях Casa Sonia, Мадрид, около 1918–1920 годов
Соня Делоне в творениях Casa Sonia, Мадрид, около 1918–1920 годов. Фото: Wikimedia Commons

«Во Франции царит дух синтеза искусств, – говорит куратор Musée des Arts Décoratifs Карин Лакеман. – Художники любят экспериментировать с другими медиа, особенно с областью прикладного искусства, и Соня Делоне – прекрасный тому пример».

В творчестве Сони Делоне, от пуговиц и купальных костюмов до картин и автомобилей, сочетаются мотивы русского и украинского наследия с авангардной чувственностью Парижа, где она преимущественно работала. Однако один из ее последних проектов – создание ювелирных изделий – часто упускается из виду.

Произведения Делоне следовали визуальным принципам орфизма – художественного движения, которое она и ее муж, французский художник Робер Делоне, помогли основать в начале XX века. Движение, которое сыграло ключевую роль в переходе к абстракции, характеризуется сочетанием геометрии кубизма с бесстрастным колоритом фовизма. В отличие от мужа, Соня увлекалась творческими дисциплинами, выходящими за рамки изобразительного искусства, особенно модой и текстилем.

Картина Сони Делоне Simultaneous Dresses (Three Women, Forms, Colours), 1925 год
Картина Сони Делоне Simultaneous Dresses (Three Women, Forms, Colours), 1925 год. Фото: agefotostock / Alamy Stock Photo

Поворотный момент для Делоне наступил в 1911 году, когда она сшила лоскутное одеяло для детской кроватки своего сына. Сейчас оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже. Лоскутное шитье вдохновило ее на создание одежды, которую позже Соня шила для друзей и частных клиентов. В следующем десятилетии она разработала линию тканей, вместе с Жаком Хаймом открыла студию моды, создала ткани от кутюр для Роберта Перье, а также костюмы и декорации для кино и театра.

Подвеска Сони Делоне Flamenco из золота с эмалью для Artcurial
Подвеска Сони Делоне Flamenco из 18-каратного золота с эмалью для Artcurial. Фото: Didier Ltd.

Кроме того, она разработала окрашенные в растительный цвет деревянные пуговицы из маркетри, инкрустированные абстрактными формами, для многих предметов одежды. Эти пуговицы стали предшественниками геометрических украшений, которые она начала изготавливать в 1920-х годах. Ювелирные изделия Делоне не имели коммерческого успеха до 1970-х, пока ее не пригласили сотрудничать с Artcurial, затем с галереей, книжным магазином и аукционным домом в Париже, основанным директорами L’Oreal. Наследница косметической линии Лилиан Беттанкур привлекала лучших мастеров для создания редких изделий, разработанных художниками для галереи.

Подвеска Abstraction Сони Делоне из золота с эмалью для Artcurial
Подвеска Abstraction Сони Делоне из 18-каратного золота с эмалью для Artcurial. Фото: Didier Ltd.

«Соня была не только художницей, но еще и не стеснялась того, что занимается декоративно-прикладным творчеством, – говорит Дидье Хаспеслаг, чья галерея Didier Ltd. специализируется на ювелирных украшениях. – Многие художники-мужчины ненавидели декоративное искусство и избегали его».

С 1975 года до своей смерти в 1979 году Делоне создавала для Artcurial ткани, шарфы, посуду, ковры и украшения, вдохновленные ее более ранними двухмерными работами. «Вся ее идея заключалась в том, чтобы творить для дома и для женщины внутри него. Ее работы были образом жизни, больше, чем просто экспонаты в музеях, – рассказывает Пьер-Ален Шаллье, бывший директор Artcurial, который теперь руководит его одноименной галереей. – Сегодня многие люди изучают методы ее работы. Она хотела создавать искусство для всех».

Делоне создала два ювелирных дизайна: обе подвески-броши, отражающие орфизм и симультанизм ее плоского искусства. Первый связан с дизайном 1977 года, который она ранее разрабатывала с Джанкарло Монтебелло из GEM в Милане. Работа под названием Danse: Rythme sans fin была основана на одноименной гуаши 1923 года. Переделывая дизайн для Artcurial, Делоне назвала работу Flamenco. Вторым дизайном, созданным для Artcurial, была Abstraction.

Инсталляционные изображения с выставки 2014–2015 годов «Юбер Ле Галль, дань уважения Соне Делоне» в галерее Пьера-Алена Шалье
Инсталляционные изображения с выставки 2014–2015 годов «Юбер Ле Галль, дань уважения Соне Делоне» в галерее Пьера-Алена Шалье, Париж. Выставка объединила оригинальные произведения Делоне для Artcurial, включая два украшения, которые она разработала (показаны слева), с мебелью Ле Галля и зеркалами, сделанными в честь художника. Фото: Pierre-Alain Challier Galerie

«Для Делоне было так же важно придумать платье или украшение, как нарисовать картину. Для нее все это было искусством», –

     Пьер-Ален Шаллье

Отходя от смелых золотых ожерелий и украшений в восточном стиле, которые определяли эстетику 1970-х годов, Делоне использовала мягкую и твердую эмаль, чтобы воплотить свои красочные геометрические абстракции в драгоценных формах. Она также использовала 18-каратное золото, серебро, позолоченное серебро и бронзу. В то время каждое ее украшение стоило около 1000 евро в современном эквиваленте, но, учитывая, что многие выпуски были незавершенными, эти экземпляры (особенно золотые) довольно редки, что повышает их ценность.

Деталь ожерелья Abstraction от Сони Делоне, выполненная из серебра с эмалью
Деталь ожерелья Abstraction от Сони Делоне, выполненная из серебра с эмалью. Фотография предоставлена Sotheby’s

Что касается подхода Делоне к ювелирным изделиям, Шаллье объясняет: «Она говорила, что это не только вопрос геометрии. Цвета могут полностью изменить ваше представление о форме. В наших архивах есть письма от нее, в которых она объясняет, что для нее было так же важно придумать платье или украшение, как нарисовать картину. Для нее все это было искусством».

Дидье Хаспеслаг также говорит о дальновидном подходе Делоне и о том, что драгоценности сыграли важную роль в демократизации изобразительного искусства.

«Ювелирные изделия можно увидеть не только в художественных галереях и музеях, поэтому они распространяют ее искусство на улицах и на вечеринках, – говорит он. – Коллекционеры очень часто вешают ее произведения на стены, и это еще одна возможность сделать искусство Делоне доступным. Его видят, им восхищаются, его обсуждают с единомышленниками, коллекционерами и кураторами».

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.galeriemagazine.com/sonia-delaunay-jewelry-artcurial/