Немногие специалисты имеют лучшее представление о рынке цветных камней, чем Стюарт Робертсон, вице-президент Gemworld International (Гленвью, штат Иллинойс), издатель The GemGuide. Робертсон не только связан с розничными торговцами и дилерами по всему миру, но и имеет более чем двадцатилетний опыт оценки стоимости драгоценных камней (он присоединился к Gemworld в качестве директора по исследованиям в 1998 году).

Стюарт Робертсон, вице-президент Gemworld International
Стюарт Робертсон, вице-президент Gemworld International

В этой статье Робертсон рассказывает о том, что отличает независимых розничных продавцов от крупных участников рынка 2020 года, почему цены на драгоценные камни оставались стабильными во время пандемии и какие тенденции, по его мнению, повлияют на рынок в 2021 году.

«Индустрия драгоценных камней, особенно цветных камней, пережила этот кризис намного лучше, чем ожидалось, – говорит Робертсон. – Несмотря ни на что люди хотят баловать себя чем-то новым».

Вы говорили, что в этом году у независимых розничных торговцев дела обстоят намного лучше, чем у сетевых ювелиров. Почему так происходит?

Многие независимые розничные магазины извлекают пользу из сложившейся ситуации. Они, как правило, небольшие, поэтому более эффективно адаптируются к новым условиям. Кроме того, таким магазином чаще всего владеет одна семья, поэтому у него больше свободы в выборе персонала и рабочего времени. И что самое главное, они, как правило, не располагаются в торговых центрах.

Во время пандемии в местных сообществах произошел настоящий всплеск защиты малого бизнеса. Многие ювелиры нашли новых клиентов, которые в противном случае были бы в отпуске, обедали вне дома или пошли бы в кино.

В целом цены, вероятно, немного снизились, но у ювелирной отрасли определенно есть преимущества. Люди устали от COVID и хотят радовать себя. Большие магазины и торговые центры намного дороже в эксплуатации, и они бывают переполнены. Это не то место, где многим людям по-настоящему комфортно гулять.

Как дилерское сообщество переживает кризисный год?

Те, у кого хорошие отношения с местными магазинами, преуспели. Некоторые провели инвентаризацию и продали запасы. У них все хорошо? Нет, но у них все в порядке. Ряд дилеров начали нервничать по поводу рынка. Те, у кого были средства, инвестировали в более качественные цвета: люди использовали их как средство сохранения богатства.

А что случилось с ценами на цветные камни в этом году?

В рознице и у потребителей цены были стабильными и даже немного выше. Пандемия переместилась с востока на запад, поэтому некоторые районы производства драгоценных камней пострадали от нее раньше других. Многие операции остановились из-за избытка товаров у крупных ретейлеров. Это отличается от рецессии 2008–2009 годов, когда дела начали замедляться, но производство продолжалось. Сейчас в цепочке поставок наблюдается нехватка товаров, и даже если вы добываете камни, вы не можете легко доставить их в центры огранки и обратно. С транспортировкой по-прежнему много проблем.

Таким образом, на протяжении всего этого периода цены были стабильными или даже повышались. Дилеры понимали: если они продали что-то, у них нет возможности немедленно заменить товар, поэтому нет никаких стимулов для снижения цены. К чести всего сообщества драгоценных камней и ювелирных изделий, похоже, никто не пытался использовать ситуацию в своих интересах. Никто не обыгрывал своих дилеров по цене. Все признавали, что сейчас не время для этого.

Образцы зеленого гроссуляра из Танзании: ограненный камень и необработанный камень
Образцы зеленого гроссуляра из Танзании: ограненный камень 11,33 карата (слева) и необработанный камень 26,2 карата. Гранаты в этом году вызывают повышенный интерес (фото Mia Dixon для Pala International)

Какие тенденции вы видите на рынке драгоценных камней в преддверии нового года?

Я думаю, что 2021 год принесет оптимизм, который, вероятно, продержит рынок в течение первых кварталов.

Во время пандемии стали очевидны другие факторы. Дело не столько в том, что цветные камни продаются, сколько в том, как они продаются. В исходных регионах, например, в Колумбии, наблюдается заметный рост числа молодых дилеров, выходящих на рынок, но через социальные сети. Они видят камни, как ограненные, так и не ограненные, рядом с источником, выставляют их на продажу в Instagram и продают до того, как фактически их купят. Таким образом, они могут работать с очень небольшими капиталовложениями. Это использование социальных сетей заслуживает внимания. Оно может изменить структуру движения товаров на нашем рынке, потому что люди получают доступ к материалам у источника и продают их потребителям.

Что вы можете сказать о модных цветах и ​​разновидностях драгоценных камней?

То же, что мы видели ранее: серая шпинель и серый сапфир. Долгое время серые камни продавались не очень хорошо. Сегодня серый – один из самых успешных цветов. Мы также наблюдаем большой интерес к американским камням. Сапфир из Монтаны хорошо продается: не традиционный синий, а бирюзовый и сине-зеленого цвета.

Потребители делают покупки намного осторожнее. Им по-прежнему нужны более мелкие камни, но, может быть, чуть меньше, чем раньше. Или они ищут турмалины и гранаты вместо рубинов.

Значительно вырос спрос на гранат. Шпинель хорошо себя чувствует в определенных цветах. Агаты снова стали популярными.

Есть ли какие-нибудь советы для розничных продавцов, которые готовятся к последнему месяцу 2020 года?

Мы не знаем наверняка, как поведет себя вирус в дальнейшем. Одно можно сказать точно: товары не будут такими доступными, как в последние несколько лет. Из-за карантина дилеры не могут часто выезжать из страны. Если есть товары, которые вам нужны, не ждите до последней минуты. На рынке не хватает материалов высокого качества. Если они есть в наличии и они вам нужны, купите сейчас.