Слово «нефрит» часто означает зеленый жадеит, используемый в ювелирных изделиях. Однако одним из самых ценных в Китае видов нефрита является не этот зеленый жадеит, а так называемый «бараний жир», резной нефрит из Хотана, провинции Синьцзян. В прошлом многие изделия содержали знакомые мотивы, такие как драконы или религиозные символы, в то время как в последние десятилетия произошла революция в резьбе, когда художники включили в свои работы современные темы и стили. Lin Tze-Chuan, влиятельный коллекционер и покровитель многих резчиков по нефриту, считается многими отцом современной китайской резьбы по нефриту. Здесь он обсуждает меняющийся мир резьбы по нефриту и то, что он ищет, когда заказывает новые работы.

Вы можете рассказать нам о себе и своем прошлом?

Я родился в Цзилуне, Тайвань, в 1959 году. Моя первая компания, Taipei Guanxitang, была основана в 1989 году. Я приехал в Шанхай в 1993 году и основал Shanghai Guanxitang в 2004 году. Третья компания, Beijing Guanxitang, была основана в 2011 году (название примерно переводится как «мы почувствуем радость, когда увидим прекрасный нефрит»).

Как Вы впервые заинтересовались нефритом?

С 1988 года я имел дело с разным антиквариатом и старинным нефритом. В то время меня интересовали декоративные антикварные изделия.

Поскольку источники древнего нефрита не до конца понятны, а подлинность многих старинных нефритовых изделий не может быть авторитетно подтверждена, с 1993 года сфера моего бизнеса постепенно перешла на современный нефрит.

Современная резьба по нефриту в Китае: интервью с Lin Tze-Chuan

На Западе мы, как правило, различаем нефрит и жадеит. Как бы Вы определили нефрит?

Обычно в современном стандартном понимании нефрит делится на два типа: нефрит, представленный хотанским нефритом, и жадеит.

Какой Ваш любимый тип нефрита? Жадеит, нефрит или что-то еще?

Мой любимый тип нефрита – хотанский нефрит. Главная причина в том, что произведения из нефрита имеют наиболее полное наследие истории и культуры. Их декор, как правило, имеет уникальное значение.

Кроме того, нефрит обладает важными материальными характеристиками. Его герметичная зернистая структура дает огромную прочность. Таким образом, художники могут вырезать тонкие, более детализированные линии. Нефрит также является чистым и простым по цвету. Он позволяет создавать более крупные формы, предоставляя пространство для полноценного выражения ремесла. Некоторые виды нефрита имеют уникальные текстуры и цвета, такие как черный и белый, которые подходят для создания специфических произведений искусства в соответствии с индивидуальным материалом.

А есть ли какие-нибудь особые верования, окружающие нефрит в Китае?

В китайской цивилизации нефрит – это комплексное средство, которое наследует богатство истории и культуры.

Некоторые называют Вас отцом современной нефритовой резьбы в Китае. Как Вы познакомились с мастерами?

Я всего лишь менеджер в индустрии нефритовой резьбы, и я не смею носить это звание. Когда я приехал в Шанхай в 1993 году, государственная фабрика по производству резьбы по нефриту все еще была основным подразделением, в основном используемым для зарабатывания иностранной валюты. Продукты резьбы по нефриту также были относительно стандартизированными работами. Для того, чтобы удовлетворить потребности рынка Тайваня и других зарубежных китайских общин, я начал искать резчиков по нефриту, с которыми можно было бы работать, исследовать и производить другие изделия. Позже я продолжил сотрудничать с различными мастерами для создания работ разных стилей.

Резьба по нефриту в Китае уходит корнями на тысячи лет назад. Что вдохновило Вас на попытку привнести более современный дух в эту область?

В 1990-х годах, в то время как современное китайское искусство создавало новые и глубокие работы, нефритовая резьба была в основном копиями старинных мотивов. Я начал думать о потенциальных новых направлениях развития нефритовой резьбы и о том, как создавать работы, которые были бы интересными для современной эпохи. Поэтому мы попытались совместить китайскую тематику с западной, и медленно исследовали новые разработки.

Мастера изначально сопротивлялись, потому что это требовало не только новых мотивов, но и нового образа мышления для них. Они не были подвержены воздействию внешнего мира, а также боялись неудач.

Чтобы развеять их беспокойство, я обеспечил их сырьем и расслабленной художественной средой, уменьшив риск и побудив их исследовать новый дизайн. Я дал им пространство для свободного развития.

Когда мы встретились в апреле 2019 года, Вы показали нам нефритовые резьбы, которые изготовлены на станке. Для многих, кто работает в области изобразительного искусства, это почти святотатство. Вы действительно верите, что люди будут покупать произведения искусства, сделанные на станках?

Я ожидаю, что популярность машинной резьбы будет расти. Количество машинной резьбы растет с каждым днем, и в настоящее время она составляет более 50 процентов доли рынка резьбы по нефриту среднего и низкого класса. Кроме того, многие ручные работы в настоящее время также включают машинную резьбу как производственный этап.

Преимуществами машинной резьбы являются скорость, стабильность и способность создавать более тонкие линии. В результате, себестоимость резьбы на станке сравнительно невысока, цена снижена на 50-70 % по сравнению с ручной резьбой. Это может дать большому количеству потребителей доступ к изысканным нефритовым изделиям.

Мы также говорили о высокой стоимости нефрита сегодня, и о том, как это усложнило работу молодых резчиков. Можете ли Вы поделиться своими мыслями по этому поводу?

Я считаю, что высокая цена на сырье является важным фактором, препятствующим созданию произведений из нефрита, это ограничивает художественное творчество и рыночный оборот. Высокие цены заставляют мастеров быть более осторожными в создании своего изделий. Это создает множество ограничений, так как им трудно экспериментировать.

Мастера по нефриту должны экспериментировать с другими материалами. Это потребует от них лучшего понимания особенностей материала и художественных эффектов, которые они могут показать.

У вас есть любимое изделие из нефрита в Вашей коллекции?

Вот три работы, которые мне больше всего нравятся:

Как может коллекционер определить высокое ли качество у изделия?

Высококачественное произведение искусства напрямую затронет настроение зрителя, заставит его почувствовать те художественные идеи, которые художник хочет выразить.

Кто, по-Вашему, сегодня самый талантливый резчик нефрита?

На сегодняшний день существует множество отличных нефритовых мастеров, таких как Chen Shiying, Wu Desheng, Yu Jing и др.

Достаточно ли сделано в Китае для того, чтобы популяризировать свои ремесленные навыки во всем мире?

Я не думаю, что мы сделали достаточно. Современное искусство резьбы по нефриту все еще находится в зачаточном состоянии, и у него еще много возможностей для роста. Искусство нефрита должно увидеть больше зрителей, и необходимо приложить усилия, чтобы экспортировать это искусство за пределы наших национальных границ. Этого можно добиться, поддерживая выставки, рекламу, маркетинг и т.д.