Суфражи́стки (от французского слова suffrage – избирательное право) – участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав.
Кроме того, суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Помимо применения ненасильственных методов гражданского неповиновения (митинги, собрания и демонстрации), они считали возможным использование радикальных методов: били стекла в правительственных зданиях, поджигали дома политических оппонентов, провоцировали столкновения с полицией, а оказавшись в тюрьме, объявляли голодовку.
Мода, феминизм и политика – самые горячие темы того времени, и суфражистки это знали. Они умышленно соединили радикальные идеи с традиционной одеждой. Суфражистки успешно использовали язык современной моды, в том числе ее акцент на деликатной женственности, чтобы повысить популярность своего движения. Они решительно расправились со стереотипом борца за права женщин, созданным художниками-карикатуристами: «сильной женщины» в мужской одежде, очках с толстыми линзами и галошах.
Суфражистка Эммелин Панкхерст и ее дочь Кристабель были известны поджогами, разбиванием окон и крушением картин, но об их изысканном вкусе и элегантности известно меньше. Как однажды заметила Сильвия Панкхерст, сестра Кристабель: «Многие суфражистки тратят на одежду больше денег, чем могут себе позволить. Они опасаются, что их сочтут изгоями и это навредит делу».
Цветовая гамма суфражисток, разработанная в 1908 году Эммелин Петик-Лоуренс, соредактором журнала Votes for Women, стала первым триумфом модного брендинга. Суфражистки носили фиолетовый цвет как символ верности и достоинства, белый – как символ чистоты и зеленый – надежды. Выбор этих цветов рекомендовался участницам движения «как долг и привилегия». Универмаги Selfridges и Liberty продавали трехцветную ленту для шляп, ремней, розеток и значков, а также одежду, нижнее белье, сумки, обувь, тапочки и туалетное мыло в модной цветовой гамме.
В 1908 году в газете Votes for Women прозвучало заявление: «Сегодняшняя суфражистка изящна и аккуратна в одежде». Как отмечает историк моды Кэлли Блэкман: «Число участников движения выросло, и стало модно отождествлять себя с борьбой за голосование, даже если ты носишь только небольшое украшение из полудрагоценных цветных камней или эмали».
В 1909 году Сильвия Панкхерст (по другим данным автором дизайна является Эрнестин Миллс) придумала новый ювелирный символ для сторонниц движения, который получил говорящее название «Брошь тюрьмы Холлоуэй» – английской тюрьмы, где отбывали наказание женщины. Среди украшений суфражисток – шляпные булавки в форме стрелы, напоминающей стрелу заключенного, и значки с фотографиями лидеров Женского общественно-политического союза (WSPU).
Некоторые историки утверждают, что значение ювелирных украшений как средства самоидентификации с суфражистским движением преувеличено из-за популярности этих цветов в ювелирном деле. Однако, как отмечает ученый Элизабет Горинг, сочетание фиолетового, белого и зеленого цветов глубоко символично для движения суфражисток. Их использование «предлагало мощные средства, с помощью которых суфражистки могли публично рекламировать свою личность», а толкование этого сочетания цветов как просто декоративного недостаточно. При этом необходимо отметить, что не все украшения, выдержанные в этой цветовой гамме, можно отнести к движению суфражисток. Гораздо проще дело обстоит с идентификацией медалей. В 2015 году медаль за отвагу, присужденная Мэри Олдхэм, была продана на аукционе за 23 450 фунтов стерлингов.