Европейская культура слишком разношерстная и противоречивая, чтобы ее можно было объединить одним стилем. Греческие украшения не похожи на скандинавские, а славянские – на итальянские.

Современные изделия обезличены и редко обладают признаками национальной принадлежности. Если у какой-то страны остались еще традиционные украшения, то их дизайн обязательно имеет отсылки к старым временам.

Развитие ювелирной отрасли в Европе

украшения России

В Европе серьги, кольца и прочие «побрякушки» изготавливались с незапамятных времен, но эти древние реликвии оказали лишь минимальное воздействие на формирование современных стилей. Гораздо более важную роль сыграли украшения поздних эпох, начиная с Ренессанса.

Тогда начался расцвет ювелирной отрасли. Страстью к украшениям прониклись не только женщины, но и мужчины. Люди украшали себя ювелирными изделиями, не ограничиваясь чувством меры. Одновременно носить брошь, серьги, медальон, несколько перстней на каждой руке и браслет – это считалось нормальным для обоих полов. С той разницей, что мужчины предпочитали вставлять сережку в одно ухо, а женщины – в каждое.

Украшения эпохи Возрождения считаются одними из наиболее красивых. Период стал плодотворным для искусства в целом и для ювелирного дела в частности

Мастера того времени умели тонко чувствовать форму и находить лучший способ применения для каждого материала. В период Ренессанса произошло расширение сюжетной базы – мотивы в украшениях стали более разнообразными, фантазийными. Вплоть до середины XVII века основной декоративной формой была цветочная. Немецкие, датские и голландские мастера отдавали предпочтения тюльпанам, французские – лилиям и т.д.

испанские украшения

Одним цветком дело не ограничивалось – создавались целые цветочные узоры, которые дополнялись растительными принтами, цепочными звеньями и прочим орнаментом. В итоге на свет появлялись оригинальные вещи с великолепной эмалевой росписью.

Многие из символов, массово использовавшихся ювелирами эпохи Возрождения, превратились в национальную символику страны и не утратили этого статуса по сей день:

Труды ювелиров Ренессанса задали направление для дальнейшего развития отрасли. Но уже во второй половине XVII века эмаль стала использоваться меньше, уступив место драгоценным камням.

украинские украшения

К концу столетия появилось еще одно крупное нововведение – алмаз с современной бриллиантовой огранкой. С тех пор он появляется в большинстве ювелирных изделий в качестве центрального или вспомогательного элемента.

На рубеже веков цветочная символика все еще была актуальной. Но теперь цветы не рисовались эмалью, а вытачивались из разноцветных камней

В XVIII веке стали активно использоваться методы облагораживания: чеканка, ручная и машинная гравировка, матирование, придание поверхности мозаичной или перламутровой фактуры.

В конце столетия преобладающим ювелирным стилем был классический. Мастера стали делать упор не на броскость, а на элегантность. В тот период особенно популярным было сочетание белого жемчуга и бесцветных бриллиантов. 

Национальные украшения в странах Европы

Культура европейских народов менее самобытная, чем у азиатских и африканских. Здесь почти нет причудливых нагрудных дисков или громоздких головных уборов с драгоценными камнями. Чаще европейцы создавали одни и те же виды украшений, но оформляли их в соответствии со своими национальными реалиями.

украшения Словении

Ювелирный стиль Италии

Италия – страна, в которой зародилась техника филигрань (ажурный узор из тонкой металлической проволоки). Большинство брошей, браслетов и ожерелий украшены именно таким способом.

На Сардинии популярны серебряные цепочки с подвесками в виде животных – лошадей, единорогов, драконов, собак

Конструктивная особенность изделий s’ispuligadentes – заостренные концы. Изначально они использовались для чистки зубов, ногтей и ушей. Сейчас это, скорее, талисман, чем средство гигиены. Но форма осталась неизменной.

На Сардинии есть и другая изюминка – филигранное кольцо «Феде Сарда». Оно может изготавливаться исключительно из благородных металлов, иногда его украшают кораллами или драгоценными камнями.

Традиционные ювелирные материалы Италии: жемчуг, кораллы, обсидиан, белый мрамор. Есть и нестандартные варианты, вроде клыка дикого кабана.

Страны Балтии, славянский стиль

итальянские украшения

Жители Прибалтики, пожалуй, единственные, кто может конкурировать с казахами и туркменами по количеству видов изделий. В Прибалтийских регионах тоже распространены шейные и нагрудные украшения, брошки «кухиг-сыпьг», отличающиеся конусовидной формой. Есть здесь и необычные бусы под названием «крылль». Их особенность в том, что внутри они полые.

Немало интересных украшений придумано украинским народом:

Россияне недалеко ушли от соседей. В России самыми востребованными техниками были скань и финифть. А еще русские мастера любили экспериментировать с бисером, резьбой по кости и прочим не ювелирным сырьем.

Особенности украшений Франции

Во Франции долгое время были под запретом все золотые изделия. Французам не разрешалось иметь ни украшений, ни монет, ни других вещей из золота.

Нарушителей запрета, хранивших дома драгоценный металл, ждала смертная казнь

Так продолжалось до XIX века. В этот период экономическая ситуация начала стабилизироваться, и француженки смогли, наконец, позволить себе щеголять в ювелирных изделиях.

украшения поляков

Начался бурный расцвет отрасли. Мастера создавали шедевральные украшения во всех существующих стилях: барокко, классицизм, модерн и т.д. Помимо драгоценного сырья, использовалось дешевое: медь, латунь, клыки и рога животных, черепашьи панцири. Тогда же, в XIX веке были созданы три самых престижных французских бренда современности:

Несмотря на красоту и разнообразие французских украшений, особо самобытными их назвать трудно – все они слишком разные, чтобы их можно было ограничить одним стилем. Единственная узнаваемая черта работ ювелиров Франции – мотив геральдической лилии. Ее тысячекратно видоизменяли по цветам, размерам, материалам, пропорциям и прочим характеристикам. Но именно этот элемент присутствует во множестве французских колец, браслетов, тиар и ожерелий и не позволяет перепутать их с аналогами из других стран.

Заключение

Европейских народов много, как и европейских традиционных украшений. Греческий и славянский стили входят в семерку самых уникальных этнических направлений ювелирного искусства. Но национальные культуры стран Европы настолько не похожи друг на друга, что их нельзя объединить хотя бы по каким-то общим признакам. Поэтому для того, чтобы получить понятие о характере украшений в Европе, нужно углубляться в историю и традиции отдельно взятой страны.