Ювелирный музей Пфорцхайма (Schmuckmuseum Pforzheim) владеет 10 000 ювелирных изделий. На выставке «Новое искусство. Метаморфозы ювелирных изделий, 1880–1914», которая проходит со 2 июня по 30 сентября 2023 года в Школе ювелирного искусства L’ÉCOLE в Париже, представлено 2000 из них. Большой интерес вызывает раздел, посвященный ар-нуво. Богатая коллекция в коллекции представляет различные европейские версии этого стилистического направления.

Рене Лалик. Брошь «Хризантемы» из золота с бриллиантами, эмалью, стеклом и аквамарином, около 1902 г.
Рене Лалик. Брошь «Хризантемы» из золота с бриллиантами, эмалью, стеклом и аквамарином, около 1902 г. Фото: Гюнтер Мерьер © Schmuckmuseum Pforzheim

Ар-нуво – стилистическое направление, которое стремилось избавиться от помпезности XIX века. Эпицентром был Париж.

Рене Лалик. Брошь из золота с эмалью и жемчугом, Париж, 1900 г.
Рене Лалик. Брошь из золота с эмалью и жемчугом, Париж, 1900 г. Фото: Гюнтер Мейер Беарб © Schmuckmuseum Pforzheim

«Два учреждения Пфорцхайма (Великокняжеская школа декоративного искусства и Общество изящных искусств и декоративно-прикладного искусства) приобрели множество французских моделей для коллекции, которую они начали собирать несколькими годами ранее. Коллекция послужила стимулом для начинающих ювелиров и дизайнеров в городе. В то время Пфорцхайм был центром немецкой ювелирной промышленности массового производства, которая продавалась по всей Европе», – объясняет Корнели Хольцах, директор Schmuckmuseum Pforzheim.

Жорж Фуке. Подвеска из перламутра с полупрозрачной эмалью, около 1900 г.
Жорж Фуке. Подвеска из перламутра с полупрозрачной эмалью, около 1900 г. Фото: Сандрин Мерль © Schmuckmuseum Pforzheim

Ар-нуво, французское совершенство

В музее собраны произведения всех великих представителей французского модерна. Прежде всего, Рене Лалика, предшественника и бесспорного мастера. Его драгоценности – квинтэссенция этого стиля: извилистые линии, мотивы, вдохновленные природой, часто тревожащие, японское влияние, женские фигуры, скрещенные с насекомыми, нетипичные материалы и так далее. Брошь «Хризантемы» – прекрасная иллюстрация, как и брошь в виде двух женских головок или тиара, выполненная в виде жемчужной ленты, обернутой вокруг ветки, украшенной листьями и цветами.

Лукас фон Кранах. «Каракатица и бабочка» с барочным жемчугом, эмалью, рубинами и бриллиантами, около 1900 г.
Лукас фон Кранах. «Каракатица и бабочка» с барочным жемчугом, эмалью, рубинами и бриллиантами, около 1900 г. © Schmuckmuseum Pforzheim

Далее следует экстравагантная пектораль Жоржа Фуке, изображающая рыбу с переливающимся перламутром туловищем, плавниками и хвостом, выполненная эмалью plique-à-jour. На выставке также представлены гребень из рога Люсьена Гайара, подвескии Анри Вевера, Люсьена Готре или Ле Тюрка, пряжка для ремня братьев Пил.

Аноним. Пряжка для ремня из серебра и опалов, Париж, около 1900 г.
Неизвестный автор. Пряжка для ремня из серебра и опалов, Париж, около 1900 г. Фото: Рюдигер Флётер © Schmuckmuseum Pforzheim

Югендстиль, немецкая адаптация

Вдохновленные французскими моделями, производители из Пфорцхайма начали массовый выпуск изделий для международного рынка. Обвинения в плагиате и вульгаризации не заставили себя долго ждать, и напряженность в отношениях с Францией была высокой. Во время Всемирной выставки 1900 года в Париже за этими немецкими промышленниками так пристально наблюдали охранники, что они не смогли нарисовать ни одной модели!

Кох. Подвеска из золота с бриллиантами, жемчугом и эмалью, Берлин, около 1900 г.
Кох. Подвеска из золота с бриллиантами, жемчугом и эмалью, Берлин, около 1900 г. Фото: Рюдигер Флётер © Schmuckmuseum Pforzheim

В 1908 году один из ведущих представителей французского модерна, ювелир Анри Вевер, писал: «…и прежде всего немцы наводнили весь мир прискорбным ар-нуво». Учитывая выставленные немецкие драгоценности, это замечание кажется чрезмерным, даже несправедливым. Конечно, немецким ювелирам не сравниться с гением Лалика. Знаменитой каракатице Лукаса фон Кранаха, образованной огромной барочной жемчужиной и держащей в своих золотых щупальцах эмалевую бабочку, недостает французского изящества. Тем не менее, немецкие мастера изобрели свой собственный стиль благодаря таким дизайнерам, как Георг Клеманн. Он освободился от французского влияния с помощью геометрического югендстиля, в котором растительные формы сочетаются с прямыми линиями и углами.

Чарльз Роберт Эшби. Пряжка для ремня, Англия, около 1900 г.
Чарльз Роберт Эшби. Пряжка для ремня, Англия, около 1900 г. Фото: Рюдигер Флётер © Schmuckmuseum Pforzheim

Модерн, европейские вариации

В этом разделе также представлены изделия, приобретенные у англичан, в том числе великолепная пряжка для ремня работы Чарльза Роберта Эшби. Среди дизайнеров других стран: Георг Йенсен из Дании, который вскоре отказался от этого стиля; испанец Луис Масриера (который присвоил стиль после своего посещения Всемирной выставки); Отто Прутшер и Оскар Тарьян Хубер из Австро-Венгрии. Их прекрасные украшения, созданные в разгар сецессии, невероятно современны и напоминают стилизованных и раскрашенных животных с щупальцами.

Георг Клеманн / Теодор Фарнер, 1902 г.
Георг Клеманн / Теодор Фарнер, 1902 г. Фото: Рюдигер Флётер © Schmuckmuseum Pforzheim
Рудольф Коварзик. Брошь из серебра, слоновой кости и опала, Пфорцхайм, около 1910 г.
Рудольф Коварзик. Брошь из серебра, слоновой кости и опала, Пфорцхайм, около 1910 г. Фото: Рюдигер Флётер © Schmuckmuseum Pforzheim
Отто Пручер. Брошь, Вена, 1901 г.
Отто Пручер. Брошь, Вена, 1901 г. Фото: Рюдигер Флётер © Schmuckmuseum Pforzheim
Оскар Тарьян Хубер. Набор из шести подвесок из позолоченного серебра, эмали и стекла, Будапешт, около 1902 г.
Оскар Тарьян Хубер. Набор из шести подвесок из позолоченного серебра, эмали и стекла, Будапешт, около 1902 г. Фото: Сандрин Мерль

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thefrenchjewelrypost.com/en/it-joailliers/schmuckmuseum-pforzheim-art-nouveau-jewelry-collection-germany/