Ювелирный музей Пфорцхайма (Schmuckmuseum Pforzheim) владеет 10 000 ювелирных изделий. На выставке «Новое искусство. Метаморфозы ювелирных изделий, 1880–1914», которая проходит со 2 июня по 30 сентября 2023 года в Школе ювелирного искусства L’ÉCOLE в Париже, представлено 2000 из них. Большой интерес вызывает раздел, посвященный ар-нуво. Богатая коллекция в коллекции представляет различные европейские версии этого стилистического направления.
Ар-нуво – стилистическое направление, которое стремилось избавиться от помпезности XIX века. Эпицентром был Париж.
«Два учреждения Пфорцхайма (Великокняжеская школа декоративного искусства и Общество изящных искусств и декоративно-прикладного искусства) приобрели множество французских моделей для коллекции, которую они начали собирать несколькими годами ранее. Коллекция послужила стимулом для начинающих ювелиров и дизайнеров в городе. В то время Пфорцхайм был центром немецкой ювелирной промышленности массового производства, которая продавалась по всей Европе», – объясняет Корнели Хольцах, директор Schmuckmuseum Pforzheim.
Ар-нуво, французское совершенство
В музее собраны произведения всех великих представителей французского модерна. Прежде всего, Рене Лалика, предшественника и бесспорного мастера. Его драгоценности – квинтэссенция этого стиля: извилистые линии, мотивы, вдохновленные природой, часто тревожащие, японское влияние, женские фигуры, скрещенные с насекомыми, нетипичные материалы и так далее. Брошь «Хризантемы» – прекрасная иллюстрация, как и брошь в виде двух женских головок или тиара, выполненная в виде жемчужной ленты, обернутой вокруг ветки, украшенной листьями и цветами.
Далее следует экстравагантная пектораль Жоржа Фуке, изображающая рыбу с переливающимся перламутром туловищем, плавниками и хвостом, выполненная эмалью plique-à-jour. На выставке также представлены гребень из рога Люсьена Гайара, подвескии Анри Вевера, Люсьена Готре или Ле Тюрка, пряжка для ремня братьев Пил.
Югендстиль, немецкая адаптация
Вдохновленные французскими моделями, производители из Пфорцхайма начали массовый выпуск изделий для международного рынка. Обвинения в плагиате и вульгаризации не заставили себя долго ждать, и напряженность в отношениях с Францией была высокой. Во время Всемирной выставки 1900 года в Париже за этими немецкими промышленниками так пристально наблюдали охранники, что они не смогли нарисовать ни одной модели!
В 1908 году один из ведущих представителей французского модерна, ювелир Анри Вевер, писал: «…и прежде всего немцы наводнили весь мир прискорбным ар-нуво». Учитывая выставленные немецкие драгоценности, это замечание кажется чрезмерным, даже несправедливым. Конечно, немецким ювелирам не сравниться с гением Лалика. Знаменитой каракатице Лукаса фон Кранаха, образованной огромной барочной жемчужиной и держащей в своих золотых щупальцах эмалевую бабочку, недостает французского изящества. Тем не менее, немецкие мастера изобрели свой собственный стиль благодаря таким дизайнерам, как Георг Клеманн. Он освободился от французского влияния с помощью геометрического югендстиля, в котором растительные формы сочетаются с прямыми линиями и углами.
Модерн, европейские вариации
В этом разделе также представлены изделия, приобретенные у англичан, в том числе великолепная пряжка для ремня работы Чарльза Роберта Эшби. Среди дизайнеров других стран: Георг Йенсен из Дании, который вскоре отказался от этого стиля; испанец Луис Масриера (который присвоил стиль после своего посещения Всемирной выставки); Отто Прутшер и Оскар Тарьян Хубер из Австро-Венгрии. Их прекрасные украшения, созданные в разгар сецессии, невероятно современны и напоминают стилизованных и раскрашенных животных с щупальцами.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thefrenchjewelrypost.com/en/it-joailliers/schmuckmuseum-pforzheim-art-nouveau-jewelry-collection-germany/