Уоллес Чан – Леонардо да Винчи из ювелирного мира, резчик по драгоценным камням, скульптор, живописец, исследователь, ювелир и философ, который создает волшебные творения, похожие на сон. Он алхимик, который может превратить любой материал в чудесные произведения искусства, украшенные драгоценными камнями.

Бесспорно, самый уважаемый ювелир в мире, Уоллес Чан придерживается медитативного подхода к работе, и на это повлияли годы, проведенные им в качестве дзен-монаха. Бросить вызов самому себе – его ежедневный ритуал. Он терпеливо занимается резьбой и укрощением материала и создает великолепные произведения искусства.

Уоллес Чан держит брошь в виде бабочки
Уоллес Чан держит брошь в виде бабочки

Вы начали изучать резьбу по драгоценным камням в 16 лет. Расскажите нам о поворотном моменте, который заставил вас заняться дизайном ювелирных украшений. Когда вы основали свой одноименный бренд?

Я начал работать резчиком по драгоценным камням в 1973 году, когда мне было 16 лет. Вскоре я осознал важность творческой свободы. Я оставил мастерскую и начал заниматься резьбой самостоятельно. Мне хотелось узнать обо всем, что могло бы помочь мне в творчестве, поэтому я не только вырезал, но и лепил, и рисовал. Руководствуясь своим любопытством, я исследовал широкий спектр драгоценных камней, техник и тем.

Трансформируемая брошь My Butterfly Dream, созданная Уоллесом Чаном
Трансформируемая брошь My Butterfly Dream, созданная Уоллесом Чаном, вдохновлена трактатом «Сон бабочки» древнего китайского философа Чжуанцзы

В конце 90-х меня пригласили создать ступу для размещения священной реликвии – зуба Будды. Проект занял в общей сложности два года и семь месяцев. В это время моему наставнику, который также был моим лучшим другом и крупнейшим коллекционером, поставили диагноз «рак». Он скончался вскоре после того, как я закончил Великую ступу.

Его смерть оставила меня в отчаянии, и у меня было много вопросов о жизни и смерти, поэтому я решил стать монахом. Я отдал все свое имущество и шесть месяцев следовал за мастером дзен. Я практиковал медитацию и пост.

Когда я вернулся к «земной жизни», все изменилось. У меня больше не было контактов или ресурсов. Но мое желание творить осталось. Я начал создавать из более доступных материалов, таких как сталь, медь и даже бетон.

Титановая брошь My Butterfly Dream
Титановая брошь My Butterfly Dream

Однажды клиент пришел ко мне с двумя бриллиантами. Этот человек запомнил меня по «огранке Уоллеса» – технике резьбы, которую я создал в 1987 году. Он попросил меня создать серьги. В то время мое представление о ювелирном искусстве было очень ограниченным. Но мне было любопытно, и я любил (и до сих пор люблю) вызовы. Так начался мой роман с ювелирным искусством.

Однако я не думаю, что, говоря обо мне, следует использовать слово «бренд». Я стремлюсь творить свободно.

Вы творите с чистого листа и наполняете работу собственным волшебством, создавая невиданные ранее произведения искусства. Вы визуализируете формы еще до того, как начинаете над ними работать?

Если вы хотите видеть вещи по-новому, вы должны сначала дать себе новые глаза – глаза, которые беспристрастны. Я иногда называю это «детской перспективой». Вдохновение приходит из любопытства, но сочувствие – самое главное качество.

Брошь Faerie, выполненная из титана, украшена рубеллитом, бриллиантами, желтыми бриллиантами, бриллиантами фантазийных цветов, розовыми сапфирами и аметистом
Брошь Faerie, выполненная из титана, украшена рубеллитом, бриллиантами, желтыми бриллиантами, бриллиантами фантазийных цветов, розовыми сапфирами и аметистом

Сочувствие – один из самых важных уроков, которые я усвоил, когда был монахом. У цветка есть своя история, у птицы, у муравья, у рыбы, у камня… Я думаю о себе как о средстве рассказывания их историй.

Что толкает вас на неизведанный путь? Вы первым начали работать с титаном, создали огранку Уоллеса и фарфор Уоллеса Чана.

Я начинал каждый инновационный проект по определенной причине. Огранка Уоллеса (Wallace Cut, 1987) была вдохновлена техникой фотографии с множественной экспозицией. Я видел это на выставке и хотел знать, смогу ли воссоздать оптическую иллюзию с помощью резьбы.

Мои исследования титана были вдохновлены кардиостимулятором – медицинским устройством для сердца, которое сделано из титана. Я думал, что такой экологически чистый, прочный, красочный, легкий и футуристический металл станет идеальным материалом для ювелирного искусства, и можно будет использовать более крупные камни без больших тяжелых металлических конструкций.

Уоллес Чан – искусный резчик по драгоценным камням
Уоллес Чан – искусный резчик по драгоценным камням

Фарфор – это материал, глубоко укоренившийся в культуре и истории, материал, с которым я знаком и которым дорожу всем сердцем. Я хотел, чтобы он стал частью моего творческого мира. Я потратил семь лет на его обновление. Фарфор Уоллеса Чана в пять раз прочнее стали; у него насыщенный цвет, интенсивный блеск, сила, стойкость и современный дух. Это еще больше расширило мою творческую свободу.

Мое стремление к инновациям подпитывается моим желанием творить. Все мои инновации собраны вместе, чтобы создать возможности для моих творений.

Ваше искусство – результат многолетних исследований. Бывают ли моменты, когда вы сталкиваетесь с разочарованием во время работы?

Я не надеюсь и не разочаровываюсь. Когда я собираюсь что-то сделать, я просто ищу способ. Я считаю, что все сложно, но нет ничего невозможного, нужно только быть креативным и гибким.

Кольцо из фарфора и титана с сапфирами, аквамарином и бриллиантами является частью постоянной коллекции Британского музея в Лондоне с сентября 2019 года
Кольцо из фарфора и титана с сапфирами, аквамарином и бриллиантами является частью постоянной коллекции Британского музея в Лондоне с сентября 2019 года

Вы прекрасно разбираетесь в технических аспектах изготовления ювелирных изделий. Насколько важно для мастера-ювелира балансировать между дизайнером и мастером по металлу?

Что нужно для создания произведения? Творчество, культура, философия, геммология, металлургия, эргономика, свет, теория цвета и многое другое. Чтобы что-то создать, мне просто нужно объединить все свои знания, навыки и ресурсы. Если у меня нет необходимых знаний и навыков, я должен учиться. Если я не могу найти нужные инструменты, я должен их создать. Если я не могу найти подходящие материалы, я пытаюсь усовершенствовать существующие. Я никогда не чувствую потребности «найти баланс», потому что все происходит естественным образом как часть творческого процесса. Все уже идеально сбалансировано.

Ваша работа не может быть классифицирована как восточная или западная, поскольку она пересекает все границы и культуры. Для вас искусство – универсальный язык … Как вам удалось достичь этого баланса?

Я никогда не получал формального образования, поэтому я не ограничен никакими школами мысли или практиками. Возможно, это одна из причин. Искусство предназначено для того, чтобы превзойти нас, и это то, к чему я стремлюсь в своем искусстве.

Титановая брошь Heart of the Milky Way украшена сапфирами, рутиловым кварцем, желтыми бриллиантами, жемчугом и бриллиантами
Титановая брошь Heart of the Milky Way украшена сапфирами, рутиловым кварцем, желтыми бриллиантами, жемчугом и бриллиантами

В чем сходство между резчиком по камню и скульптором и где это сходство заканчивается?

Резчик по драгоценным камням вырезает на драгоценном камне узоры или формы. Но скульптор не ограничивается только драгоценными камнями. Скульптор может использовать широкий спектр материалов и навыков для создания скульптуры, и резьба по дереву – один из таких навыков. Например, мои масштабные титановые скульптуры создаются путем литья, моделирования, резьбы и сборки.

Если бы вы не были дизайнером украшений и скульптором, кем бы вы были?

Я по-прежнему был бы творцом. Для меня жить – значит творить, а творить – значит жить.

У вас есть хобби?

Когда я не занимаюсь творчеством, мне нравится посещать музеи и галереи.

Книга Уоллеса Чана Winged Beauty: The Butterfly Jewellery Art
Книга Уоллеса Чана Winged Beauty: The Butterfly Jewellery Art издательства ACC Art Books

Беглый взгляд на достижения Уоллеса Чана:

Огранка Уоллеса, 1987

Огранка Уоллеса закрепила за Чаном статус мастера-скульптора. Его метод основан на обратном мышлении в сочетании с точным расчетом, огранкой драгоценных камней и глубокой гравировкой на 360 градусов для создания множественных отражений. Уоллес Чан также изобрел инструменты для этого (модифицировав стоматологические сверла) и процесс резьбы в воде, чтобы предотвратить нагрев и напряжение, которые могли бы повредить камень. Это изобретение создает таинственное четырехкратное отражение на прозрачном камне от одной резной грани на обратной стороне камня.

Работа с титаном, 2007

Титан – важный материал для современной техники. Он прочный, легкий, гипоаллергенный и красочный. Уоллес Чан потратил восемь лет на исследования титана, прежде чем создавать из него ювелирные изделия. В 2007 году Уоллес Чан открыл новую страницу в мире высокого ювелирного искусства своим «носимым скульптурным искусством».

Запатентованная нефритовая техника, 2002

Глубокие познания Уоллеса Чана в области света и нефрита позволили ему изобрести технику очистки и осветления нефрита, которая заставляет свет пульсировать на поверхности материала. Зеленые преломления затем усиливают друг друга и обостряют темно-зеленые цвета.

Методы установки камня, 2000

В своем стремлении раскрыть цвета, блеск и очарование драгоценного камня Уоллес Чан изобрел методы закрепления одного драгоценного камня внутри другого: «метод закрепки алмазным когтем» и «метод закрепки внутренним пазом и шипом». Первый позволяет бриллиантам и другим драгоценным камням действовать как когти, удерживая драгоценные камни на месте. Второй метод вдохновлен мебелью в стиле Мин (XV–XVII век до н.э.), известной своими врезными и шипованными соединениями. Драгоценным камням делают специальные разрезы для образования пазов и шипов, поэтому они могут идеально подходить без использования металлических когтей.

Фарфор Уоллеса Чана, 2018

На исследования, эксперименты и разработку фарфора у мастера ушло семь лет. Фарфор Уоллеса Чана в пять раз тверже стали. Этот материал, глубоко укоренившийся в культуре и истории, обладает насыщенным цветом, ярким блеском, прочностью и современным духом. Первое произведение, созданное из фарфора Уоллесом Чаном, с 2019 года находится в постоянной коллекции Британского музея.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://gjepc.org/solitaire/wallace-chan-modern-day-renaissance-artist/