Притеш Патель, старший вице-президент и главный операционный директор GIA, развеивает некоторые мифы, связанные с автоматизированной оценкой бриллиантов.

Уточнение информации об искусственном интеллекте

Искусственный интеллект (ИИ) существует уже несколько десятилетий, но многие из способов его работы остаются туманными для большей части мира. И хоть это не является проблемой для технологических компаний или лабораторий, таких как Геммологический институт Америки (GIA), это может быть проблемой для многих потребителей.

Промышленность продолжает делать успехи в использовании искусственного интеллекта для ряда связанных с алмазами усовершенствований, включая добычу, огранку, полировку и сортировку. Но когда речь заходит о сегментах отрасли, ориентированных на потребителя, таких как оценка бриллиантов, возникает несколько мифов, которые в конечном итоге могут нанести ущерб доверительным отношениям, столь важным для этой отрасли. Как и большинство мифов, то, что люди считают правдой, и то, что является истиной, часто могут быть двумя совершенно разными вещами.

Почему же возникают эти заблуждения? Притеш Патель, старший вице-президент и главный операционный директор GIA, считает, что во многом это происходит из-за шумихи вокруг искусственного интеллекта. Поскольку во многих популярных фильмах и книгах ИИ часто представляется как нечто выходящее за рамки его нынешних возможностей, это может привести к путанице. Да и в целом страх перед неизвестным также может сыграть свою роль.

Человеческий фактор

Один из самых распространенных мифов, связанных с оценкой бриллиантов, заключается в том, что ИИ может – и в конечном итоге заменит – квалифицированных экспертов, говорит Патель. Правда заключается в том, что, хоть искусственный интеллект может поддержать оценку бриллиантов путем автоматизации оценки 4 «C», всегда будет существовать потребность в людях-экспертах с опытом для выявления таких вещей, как обработка и другие сложные вопросы, требующие навыков, которые технология просто не может продублировать.

«Технология играет важную роль наряду с человеком, – объясняет Патель. – В некоторых [областях] человеческий фактор все еще очень необходим. Технологии еще не достигли той стадии, когда на них можно полностью положиться на 100 %».

Вывод по обработке – это основная часть процесса оценки и ключ к защите прав потребителей. Сегодня к бриллиантам применяются более сложные обработки, чем когда-либо прежде, отмечает Патель. Скорость, с которой они развиваются, делает их слишком сложными для автоматизации. «Мы имеем дело с человеческим фактором, который может проверить только человек, и это основная часть оценки помимо искусственного интеллекта», – добавляет он.

Притеш Патель (GIA):

Цветные бриллианты также представляют собой проблему для искусственного интеллекта, поскольку они более сложные, а для того, чтобы отличить выращенные в лаборатории бриллианты от природных, требуются специальные инструменты.

Самое главное, вопреки распространенному мнению, технология не только не узурпирует рабочие места, но на протяжении всей истории человечества существуют доказательства того, что технология увеличивает количество рабочих мест, считает Патель. Он отмечает, что GIA ожидает, что искусственный интеллект возьмет на себя задачи, требующие повторяемости и скорости, что позволит экспертам-оценщикам перейти к новым и более сложным задачам.

Человек или машина?

Спор о том, что лучше – человеческий или искусственный интеллект – еще одна весьма спорная тема. Для одних миф заключается в том, что люди реже ошибаются, чем машины, а для других – наоборот. Реальность лежит где-то посередине, отмечает Патель.

«В большинстве случаев градации по четырем категориям – огранка, цвет, чистота и вес в каратах – ИИ не уступает людям-оценщикам, а возможно, и более последователен, – говорит он. – Однако для более сложных задач, таких как высокая чистота, обработка и сложные камни, все еще требуется обученный опытный персонал».

В настоящее время ИИ очень близок к тому, чтобы стать экспертом в оценке по 4 «C», но еще не готов к наблюдению и анализу, необходимым для более сложных задач, и это может занять некоторое время, комментирует он.

Отчасти опасения в отношении ИИ связаны с тем, что технологией может быть легче манипулировать или каким-то образом испортить ее. По этой причине Патель считает необходимым, чтобы человек и технология работали вместе. «Любая система оценки нуждается… в строгом контроле качества для обеспечения последовательного и точного применения стандартов, будь то оценщики или ИИ», – говорит он.

Последовательная непоследовательность

Идея о том, что ИИ и преимущественно автоматизированное оценивание решат проблему несоответствия оценок между лабораториями, является еще одним мифом, который Патель слышал множество раз. Хоть ИИ может улучшить последовательность и повторяемость в каждой лаборатории, он вряд ли сможет обеспечить такую же стабильность между различными лабораториями. Причина возникновения несоответствий, объясняет он, заключается в том, что разные лаборатории используют различные стандарты и их применение при обучении ИИ.

«Для обучения ИИ требуется много данных. GIA обладает уникальным и непревзойденным набором данных, содержащим информацию о миллионах бриллиантов. По мере развития технологии время на обучение ИИ будет сокращаться, но потребность в высококачественных, последовательных, независимых и достоверных данных останется».

Доверие процессу

В конечном счете, главная цель любой лаборатории – это доверие потребителей. Без этого нет бизнеса. Но хоть потребители хотят доверять тому, как данная лаборатория оценивает их бриллианты, они не хотят жертвовать эффективностью. Патель считает, что использование искусственного интеллекта в оценке может обеспечить и то, и другое.

«Ключевым вопросом в оценке всегда является доверие потребителей. GIA много-много лет работал над тем, чтобы обеспечить технологию и эффективность, но в то же время защитить доверие потребителей».

В конце концов, Патель надеется, что технология будет говорить сама за себя в обеспечении доверия, но GIA готов работать с потребителями и торговлей, чтобы показать, как работает искусственный интеллект, и донести до них, что стандарты и системы, которых он придерживается, такие же, как и всегда.

«Требуется много времени, чтобы заслужить доверие потребителей, и нужно работать каждый день, чтобы сохранить его, – говорит он. – Мы работаем осторожно и обдуманно, чтобы использовать искусственный интеллект для улучшения, совершенствования и расширения оценки бриллиантов GIA. Чем больше мы узнаем, а мы узнаем многое очень быстро, тем больше мы будем знать, как использовать ИИ для применения стандартов GIA, чтобы расширить нашу миссию по защите прав потребителей».

Главное изображение: Оборудование GIA Match iD.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.diamonds.net/News/NewsItem.aspx?ArticleID=69041&ArticleTitle=Setting%2bthe%2bRecord%2bStraight%2bon%2bAI