Существует много путаницы между цирконом, добываемым минералом, и кубическим цирконием, недорогим синтетическим кристаллом. Но ювелирные дизайнеры знают разницу.

Ряды независимых дизайнеров, откликнувшихся на очарование цирконов, растут, и драгоценный камень появляется в коллекциях крупных ювелирных Домов.

Что скрывается в названии?

В Викторианскую эпоху, когда циркон, добываемый минерал, достиг пика популярности, бесцветные цирконы регулярно использовались в качестве альтернативы бриллиантам, а голубые экземпляры были особенно популярны.

«Циркон может быть самых разных цветов – голубой, желтый, коричневый, зеленый и, в редких случаях, пурпурно-розовый, – говорит Натан Ренфро, старший менеджер по идентификации цветных камней в Геммологическом институте Америки. – У них также довольно сильный блеск и высокая степень дисперсии; когда свет проходит через камень, он разделяется на составляющие его цвета, так что вы видите вспышки красного, синего и зеленого». Это явление обычно называют «огнем».

Затем появился кубический цирконий (фианит) – недорогой синтетический кристалл, открытый в 1930-х годах, но не разработанный до такой степени, чтобы его можно было огранять, до 1969 года. К концу 1970-х годов он обошел циркон и стал самым распространенным имитатором бриллиантов.

Но общественность была сбита с толку, полагая, что циркон и кубический цирконий – это похожий, если не на самом деле один и тот же материал. «Люди ассоциировали название «циркон» с дешевой имитацией», – говорит Ренфро.

Сегодня есть свидетельства того, что ситуация с цирконом наконец-то выровнялась. Ряды независимых дизайнеров, оценивших его очарование, растут, а прошлым летом этот камень появился наряду с бриллиантами и традиционными драгоценными камнями в ювелирных коллекциях таких крупных Домов, как Louis Vuitton и Buccellati.

Серьги Buccellati с цирконами:

Вся правда о цирконах, ч. 1

Последний бренд, например, включил несколько дизайнов с голубыми цирконами в свою коллекцию Mosaico из 36 предметов. «Эти камни, – пишет в электронном письме Андреа Буччеллати, его креативный директор, – имеют цвета и огранку, которые дают нам, дизайнерам, свободу для нашего вдохновения, позволяя создать более современные и инновационные изделия».

Свенд Венник, директор датского дилера драгоценных камней Wennick-Lefèvre, сказал, что не удивлен тем, что престижные ювелирные бренды теперь используют цирконы. «Глядя на цирконы, можно почувствовать страсть к драгоценным камням, ведь они так красивы», – сказал он, добавив, однако, что для достижения максимального эффекта их использования «очень важны полировка и огранка».

По словам Венника, клиенты предоставляют известным брендам свободу действий, чтобы представить незнакомые или недооцененные драгоценные камни. «Ценность их брендов высока, – отметил он. – Им не нужно оправдывать цену украшения драгоценным камнем». Поэтому, как только клиенты непредвзято отнесутся к камням, украшения будут проданы, сказал он.

Кольцо с цирконом в фирменном стиле Crownwork от Ray Griffiths:

«Циркон – невоспетый герой ювелирного мира», – говорит Рэй Гриффитс, дизайнер из Нью-Йорка, чьи работы обычно выполнены в его фирменном стиле Crownwork – ажурном узоре, часто акцентированном цветными камнями. «Насыщенность цвета циркона – вот что придает им ощущение роскоши, которое я просто обожаю».

Оптические свойства циркона также привлекают Гриффитса. «Он ярче бриллианта из-за двулучепреломления материала», – говорит он, имея в виду его способность разделять один луч света на два. Это явление также «смягчает края граней и придает камням мерцание и сияние».

Марго МакКинни, ювелир в четвертом поколении, имеющая одноименное ателье в Брисбене, Австралия, создает украшения с цирконами в качестве центрального элемента – например, коктейльное кольцо с камнем весом более 52 карат, – а также сочетает их с другими камнями.

Кольцо с цирконом весом более 52 карат от Margot McKinney:

Недавно она завершила работу над ожерельем и серьгами с коллажем из опалов, голубых цирконов, фисташково-зеленых жемчужин и цаворита. «Поскольку у него такой высокий коэффициент преломления, он очень яркий, – говорит МакКинни о цирконе. – Я думаю, что он идеально подходит для опала».

Много путаницы

По словам Пола Шнайдера, владельца ювелирных бутиков Twist в Сиэтле и Портленде, штат Орегон, ритейлерам необходимо убедиться в том, что клиенты понимают особые свойства цирконов. В его бутиках представлены изделия с цирконом от таких дизайнеров, как Mallary Marks и Brent Neale.

«Для нас очень важно рассказать всю историю изделия, даже если клиенту это неважно, – говорит он. – Это часть нашей обязанности – информировать их, особенно если речь идет о цирконе, потому что его очень легко спутать с другими камнями, например с топазом или даже сапфиром. Они настолько прозрачны, что люди думают, что они вообще не настоящие, что их вырастили в лаборатории».

Когда-то Катерина Перес, лондонский специалист по ювелирному искусству, была в числе тех, кого название драгоценного камня сбило с толку.

«В начале своей писательской карьеры я сразу же ассоциировала циркон с кубическим цирконием, но когда я прошла курс геммологии, то узнала обратное, – говорит Катерина Перес. – Существование синтетического камня с похожим названием работает не в пользу циркона».

Теперь она входит в число поклонников этого камня. В ее коллекции украшений есть одиночная серьга в виде бабочки огромных размеров, которая выполняет двойную функцию подвески. Она была разработана Сюзанной Гэй для Filippo G&G, женевского ювелирного бизнеса, принадлежащего брату Гэй, Филиппо.

Подвеска выполнена из титана с бриллиантами pavé, а в центре ее находится 12-каратный голубой циркон. «Я купила серьгу ради ее внешнего вида, а не потому, что это циркон. Я люблю голубой и зеленый цвета, а циркон стал вишенкой на торте, – говорит Перес. – Блеск очень необычный. Он немного насыщеннее аквамарина. В нем есть зеленый подтон, который отличается от топаза; он не похож ни на что другое».

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/01/30/fashion/jewelry-zircons.html