Здесь вы найдете продолжение статьи об удивительной красоты цирконах, природных камнях богатой цветовой палитры.
Серьги Ming с цирконом и коньячными бриллиантами:
По словам Минг Лэмпсон, чья одноименная компания Ming в Лондоне выпускает от 30 до 40 уникальных изделий в год, настоящий момент в цикле ювелирных тенденций работает на пользу цирконам и их особой палитре. «Сейчас настал момент для желтого золота, – говорит Лэмпсон. – Желтые и коричневые цирконы так хорошо смотрятся в нем – они действительно подходят к желтому золоту».
Среди ее текущих предложений – пара золотых сережек с 11-миллиметровыми цирконами в ободке аналогичного золотого оттенка. «Найти камни, так похожие на цвет золота, было для меня очень интересно», – говорит она.
Лэмпсон отметила, что камни, которые когда-то было трудно достать, стали более доступными, отчасти в ответ на спрос. Раньше, когда я обращалась к торговцам камнями за цирконами, они спрашивали: «Зачем вам такой?», а теперь они с готовностью показывают мне природные цирконы.
По ее словам, более широкое признание цветных драгоценных камней всех мастей улучшило их репутацию. «Люди стали гораздо более открытыми ко всем драгоценным камням, чем когда-либо прежде».
Особенности циркона
Работа с камнями, которые не так широко известны, является отличительной чертой творчества Мии Моросс, основательницы бренда The One I Love NYC. «Многие начинающие дизайнеры стараются развиваться, создавать более необычные вещи и работать с разными камнями, о которых еще не так много слышали, – говорит она. – По крайней мере, я стараюсь делать именно это».
Она сравнивает недавний поворот судьбы циркона с судьбой другого цветного камня, чья репутация совершила стремительный взлет: шпинели. Когда-то шпинель называли «великим самозванцем», потому что ее часто путали с рубином, но теперь шпинель пользуется заслуженным спросом.
«Какое-то время шпинель пользовалась дурной славой, – говорит Моросс, – пока люди не поняли, что среди драгоценностей британской короны было несколько таких камней».
Она работает исключительно со старинными камнями, при необходимости ограняя и полируя их, и обычно использует цирконы для колец и кулонов, поскольку оправа может обеспечить определенную защиту.
«Циркон имеет 7,5 балла по шкале Мооса, – говорит она, ссылаясь на стандартный показатель твердости минералов, – он мягче, чем другие драгоценные камни. По моему личному мнению, он должен быть в оправе».
Кольцо Taffin с голубым цирконом:
Джеймс де Живанши использует аналогичный подход к цирконам, будучи креативным директором Taffin, ювелирного Дома с офисами в Нью-Йорке и Майами, который предлагает ограниченное производство единственных в своем роде изделий. «Я использую их в коктейльных кольцах, потому что это кольца, которые зачастую не будут использоваться каждый день, – говорит он. – Я использовал их в качестве подвесок, потому что они очень безопасны, ожерелий. Я сделал браслет из коллекции голубых цирконов, взятых из ожерелья в стиле ар-деко».
Дизайнер, который сделал себе имя, сочетая драгоценные камни с неожиданными материалами – старыми шахтными бриллиантами и кожей, сапфирами и керамикой, –де Живанши работал с цирконами с самого начала своего бизнеса, около 20 лет назад. «Я подумал, что использовать цирконы – это здорово, потому что они прекрасны; яркость и рассеивание света в камне просто волшебны, – говорит он. – А люди не знали, что это такое. Цирконы, вероятно, одни из самых древних камней на планете».
Непальский футляр для амулетов с цирконами, часть коллекции Метрополитен-музея:
В 2014 году было установлено, что возраст циркона, найденного в Австралии, составляет около 4,4 млрд лет – это самый древний минерал, который был датирован на данный момент.
О цене
Де Живанши говорит, что заметил постепенное повышение осведомленности о камне, а вместе с ней и его цены для ювелиров. «Было время, когда они стоили 10 долларов за карат, а сейчас я вижу их по 300 — 350 долларов за карат, – сказал он. – Это безумие. В тот момент, когда рынок что-то замечает, это новый рубеж».
Гэй из компании Filippo G&G, торгующей драгоценными камнями, говорит, что он также наблюдал значительный рост цен на циркон. «В последнее время цены удвоились – возможно, в течение последнего года», – сказал он, ссылаясь как на возросший спрос, так и на несколько ограниченное предложение камней, особенно тех, что больше 40 карат. «В основном они встречаются в Камбодже и Танзании. Лишь немногие люди имеют возможность приобрести циркон».
Серьга в виде бабочки, выполняющая функцию подвески, создана Сюзанной Гэй для Filippo G&G, центральный камень – крупный голубой циркон:
Об имени
Клиенты де Живанши не сопротивляются покупке цирконов. «Если вы работаете один на один с клиентами, это легко объяснить. Для меня это никогда не было проблемой», –говорит он, но видит в названии недостаток. «Это ужасное название, – сказал он. – Было бы забавно переименовать этот камень».
Действительно, переименование драгоценных камней с не самыми приятными названиями не так уж необычно. «Танзанит называли голубым цоизитом», – говорит Венник из компании Wennick-Lefèvre. У ярко-зеленой разновидности гроссулярного граната похожая история. «Его называли гроссулярным гранатом. Это было очень трудно произнести, поэтому его заменили на цаворит. Циркон – прекрасное название, но я думаю, что для большинства людей он всегда будет ассоциироваться с кубическим цирконием».
Джордж Ф. Кунц, влиятельный американский минералог конца XIX — начала XX века и поклонник циркона, выступал за изменение названия камня на «старлайт», чтобы подчеркнуть его огненные качества. Но, очевидно, его усилия не увенчались успехом. Гэй сожалеет о таком исходе: «Если бы название было изменено тогда, все могло бы быть по-другому».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/01/30/fashion/jewelry-zircons.html