Сэм Лаффорд называет себя «стилевым хамелеоном», приспосабливая свой дизайн для наилучшего отображения драгоценных камней, которые он собирал более десяти лет.

Сэм Лаффорд работает над новым украшением в своей мастерской в Дублине (фото: Therese Aherne for The New York Times):

Ювелир из Дублина Сэм Лаффорд

На верстаке в своем ателье в центре города Сэм Лаффорд прикреплял цветочный головной убор к маленькому черепу, вырезанному из гагата. Цветы были вырезаны из кусочков старинного голубого халцедона, кианита, цитрина, топаза и сердолика. А музой стала Фрида Кало, мексиканская художница, известная своими замысловатыми коронами из цветов.

На момент нашего разговора работа над изделием еще не была завершена. Далее он планировал вставить два демантоидных граната, каждый шириной 2,5 миллиметра, в качестве глаз. Затем он прикрепит череп к эмалированному кулону в стиле модерн длиной около 4 дюймов и шириной 1 дюйм, украшенному бриллиантами, закрепленными в решетке так, что они будут выглядеть парящими.

«Она называется Frida Rogerette, и когда она будет закончена, ее стоимость, вероятно, составит около 25 000 евро», – сказал Лаффорд.

Подвеска Frida Rogerette: резной череп из гагата с глазами из демантоидного граната, 18-каратное желтое золото и серебро, бриллианты огранки роза и голубая эмаль. Корпус кулона представляет собой оригинальную деталь в стиле модерн (фото: Therese Aherne for The New York Times):

Подвеска станет частью второй коллекции ювелира Jolly Rodger, названной в честь черепа на традиционном пиратском флаге. Первая коллекция – девять булавок, брошей и подвесок в стиле унисекс с изображением, как он выразился, «причудливых, рок-н-ролльных» персонажей, таких как Hipster Rodger, Dr. Rodger и Punk Rodger – была распродана по цене от € 1 800 до € 24 000.

От автоинструментов до бриллиантов

46-летний Лаффорд родился в Зимбабве и переехал с семьей в Южную Африку, когда ему было 7 лет. В подростковом возрасте он поступил в среднюю техническую школу и начал делать украшения для своей матери. «Я делал серьги, подвески и браслеты из перьев, бусин и всего, что находил, которые она очень мило носила», – вспоминает он.

После окончания школы Лаффорд пошел по стопам своего отца и деда. «Я прошел традиционное обучение», – сказал он, получив квалификацию изготовителя инструментов, оснастки и штампов, а затем изготавливал на заказ детали и инструменты для гоночных автомобилей, пока в 2001 году не уехал из Южной Африки в Ирландию.

«Сначала я устроился на работу продавцом в компанию по производству оборудования, просто чтобы делать любую работу», но потом он заметил объявление о годичной программе обучения ювелирному делу, проводимой ирландским правительственным агентством в сотрудничестве с Дублинской компанией ювелиров.

Сэм Лаффорд в своей мастерской (фото: Therese Aherne for The New York Times):

Он записался на курс 2003 года и провел первые недели, обучаясь основам у инструктора курса Тони Ли. «Сэм выделялся, – сказал мистер Ли. – Очень помогло то, что он уже имел навыки ручной работы и знал о работе с металлом. Для меня неудивительно, что сейчас он очень успешен».

По словам Лаффорда, по ночам он штудировал книги по ювелирной технике таких экспертов, как Оппи Унтрахт, Джинкс МакГрас и Эрхард Бреполь. И через шесть месяцев после начала программы DesignYard, модный ювелирный магазин в Дублине, согласился продавать коллекцию серебряных сережек и браслетов, которые он разработал и сделал.

Второй частью курса была стажировка в ювелирной компании ESL Jewellery в Дублине, Лаффорд описал это как «плавление золота, придание формы кольцам и браслетам, постепенный переход к ремонту». Он проработал там четыре года, затем недолго работал в элитном ювелирном магазине в Дублине, пока экономический крах «Кельтского тигра» в 2008 году не подтолкнул его к фрилансу.

В 2009 году он начал принимать заказы на реставрацию и создание изделий для John Farrington Antiques, специалиста по ювелирным изделиям. «Именно тогда я понял, как мало я знал о ювелирном деле», – говорит Лаффорд, описывая, как он использовал свое образование, чтобы понять старинные техники, и даже изобрел новые инструменты. «Я нашел столько радости в том, чтобы понять, как старые мастера собирали эти вещи, – сказал он. – Было много проб и ошибок».

Кольцо Лаффорда включает 2,5-каратный колумбийский изумруд в оправе из 18-каратного золота и окруженный бриллиантами в платине (фото: Therese Aherne for The New York Times):

Перенесемся в 2014 год, когда Сабина Хиггинс, супруга президента Ирландии Майкла Д. Хиггинса, надела на государственный банкет в Виндзорском замке ожерелье и серьги с маргаритками, созданные Лаффордом.

«Ожерелье было изготовлено вручную из платины и антикварных бриллиантов. На его изготовление ушло три недели, включая самостоятельную закрепку, – вспоминает он. – Серьги, антикварные бриллианты и сапфиры, тоже были моими».

В настоящее время Лаффорд работает самостоятельно в своей мастерской Studio Lafford.

Начиная с камней

«Каждое творение начинается с камня, – говорит он. – Старинные камни были огранены так, чтобы сверкать при свете свечей; они еще более ослепительны при современном освещении. Они были огранены вручную, поэтому каждый камень имеет свой характер».

Его текущие коллекции включают в себя серию Contemporary Quattro: кольца, серьги и подвески с антикварными бриллиантами, рубинами и сапфирами в оправе, вдохновленной симметрией четырехлистника в арабском и викторианском стилях.

Коллекция Lizbeth – которую Лаффорд описывает как «мой взгляд на огранку викторианской эпохи», стиль, в котором почти не используется металл по бокам драгоценных камней, – включает кольцо с голубым цейлонским сапфиром весом 4,14 карата.

А его серия Hand – серия подвесок в виде скульптурных рук, доступна в серебре, 18-каратном золоте или платине – была задумана в первые дни пандемии. «Психическое здоровье – важный для меня вопрос, – сказал он, – и я хотел, чтобы эти украшения передавали идею руки помощи».

Коллекция Hand (фото: Therese Aherne for The New York Times):

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2022/12/05/fashion/jewelry-sam-lafford-dublin.html