Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 1
Большой интерес представляют примитивные резные амулеты. Во время отпуска с Маар вдоль французского Средиземноморья Пикассо собирал на пляже камни и черепки глиняной посуды и вырезал на них изображения своим карманным ножом. Эти гравюры были более известны среди его друзей, чем миниатюрные портреты в рамах.
«Еще со времен Буажелу, когда новое вдохновение привело к созданию богатой коллекции, он довольствовался созданием маленьких скульптур, часто вдохновленных удачными находками костей или гальки, на которых он вырезал классические профили, головы рогатых богов или монстров», – писал Ролан Пенроуз в книге 1956 года Portrait de Picasso. Замок Буажелу – купленное Пикассо в 1932 году загородное имение в 40 милях от Парижа, обширные территории и открытые пространства которого позволили ему серьезно заняться скульптурой.
Некоторые амулеты Пикассо на самом деле из пляжной гальки, но в тайнике Маар большинство предметов были из терракоты. В некоторых сделаны отверстия, чтобы она могла носить их на шее. На нескольких амулетах были выгравированы ее портреты или голова сатира. При оценке от 1000 до 8300 долларов они продавались в среднем в восемь раз дороже. Портрет Маар на костяном амулете был продан за 53 000 долларов (при начальной цене в 6600 долларов), а выгравированный на терракоте олененок, оцененный в 4140 долларов, принес 34 770 долларов.
Глория Либерман, директор по ювелирным изделиям в Skinners в Бостоне, продала множество украшений, которые Пикассо разработал вместе с Франсуа Гюго в 50-х и 60-х годах. «Я не считаю Пикассо ювелирным мастером, – сказала она. – Основная часть их совместной работы с Гюго – это небольшие элементы его более крупных работ, выполненные как украшения профессиональным ювелиром. Украшения, сделанные для Маар, индивидуальны. Думаю, они заинтересуют коллекционера произведений искусства, который ищет что-то личное».
Прогнозы Либерман оправдались. Покупателями, как правило, были коллекционеры произведений искусства, которые «последовали за современным искусством в область ювелирных украшений».
Большая часть этих украшений датируется 1936–1939-м, первыми тремя годами романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об украшениях, которое смогли найти парижские эксперты, содержится в биографии Пикассо и Доры, написанной Джеймсом Лордом, американцем, который жил в Париже после Второй мировой войны и подружился с обоими.
По словам Лорда, первое украшение, которое Пикассо сделал для Маар, было компенсацией за потерянное кольцо из золота с агатом и рубином-кабошоном, на которое она уговорила его обменять акварель. Во время прогулки по Пон-Нёф пара поссорилась. «Он упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение искусства в обмен на безделушку, – пишет Лорд. – Тогда Дора сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставив замолчать своего любовника. Позже она сожалела, что была такой импульсивной. Спустя несколько месяцев русло реки в этом месте углубилось. Дора несколько дней бродила там в надежде вернуть свое кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И по вине Пикассо… Так что Дора требовала его создать для нее кольцо по собственному дизайну».
Похоже, Лорд не знал о многих других украшениях, которые Пикассо сделал для Маар. Однажды она показала Лорду серебряную зажигалку, на которой был выгравирован ее портрет – один из двух профилей, типичных для Пикассо в конце 30-х годов. Дора назвала ее «одной из своих самых дорогих вещей». Когда Лорд заметил, что это красиво, она сказала: «Это не единственная ценность».
Лорд описывает книжный шкаф из красного дерева со стеклянными дверцами, который Маар назвала своим «частным музеем». В нем хранились предметы, сделанные Пикассо, в том числе бронзовая рука и бюст Доры, спичечные коробки с рисунками на них, несколько больших книг, иллюстрированных Пикассо, и «пикассовский зверинец животных и птиц из дерева, бумаги, гипса и металла». Несомненно, среди выставленных на аукцион в том году объектов были «экспонаты» из этого шкафа.
Когда Пикассо ушел от нее к Франсуазе Жило, Маар обезумела и пережила то, что некоторые биографы описывают как нервный срыв. Жило родила Пикассо двоих детей, в том числе Палому, которая сама стала дизайнером украшений. Тем не менее, некоторые драгоценности, найденные в квартире Маар, доказывают, что они с Пикассо продолжали поддерживать контакт еще долгое время после их разрыва. Пара работ была подарена Пикассо на ее день рождения в 1950-х годах.
У Пикассо было много любовниц, но большинства из них уже нет в живых. Если и существуют еще какие-то украшения, то они, вероятно, находятся во владении Жило, которая все еще живет во Франции. В 1964 году она опубликовала книгу My Life with Picasso – рассказ о ее годах с художником. В свою очередь книга вдохновила на создание фильма 1996 года Surviving Picasso. Об украшениях, сделанных для нее художником, в книге не упоминалось.
Судя по обстановке квартиры Маар и биографии Лорда, Дора представляла собой гораздо больше, чем выброшенная «плачущая женщина» со знаменитых портретов. Она заработала себе репутацию талантливого фотографа среди сюрреалистов. Когда Маар встретила Пикассо, она общалась с такими людьми, как Андре Бретон и Ман Рэй. Пикассо повлиял на нее, и Дора начала рисовать, чем и продолжала заниматься в своей студии до самой смерти. Но именно связь со знаменитым любовником сделала ее известной.
Сейчас с этим никто не спорит. В 1998 году, через несколько месяцев после смерти Маар, пятьсот человек собрались в одной комнате в надежде хотя бы соприкоснуться с этой историей. Искусство, сувениры и удивительные драгоценности принесли 37 миллионов долларов.
Если и были какие-либо сомнения относительно глубины и сложности чувств Пикассо к Маар, то обстановка ее дома во многом их развеяла. «Весь урок этой продажи заключался в том, что образ Доры, измученной и брошенной Пикассо, просто не имеет к ней отношения», – сказала Эми Слоан-Пинель, которая участвовала в продвижении продажи из своего парижского офиса. «Образ Доры и Минотавра – монументальный и невероятно сексуальный», – добавляет она, имея в виду цветной рисунок, где обнаженная Маар поражена мужчиной с головой быка. Пикассо часто изображал так самого себя.
Источники информационного материала и иллюстраций:
- https://thejewelryloupe.com/jewelry-by-pablo-picasso-the-secret-stash-of-dora-maar/
- https://thejewelryloupe.com/jewelry-by-picasso-the-secret-stash-of-dora-maar-part-2/
- https://thejewelryloupe.com/jewelry-by-picasso-the-secret-stash-of-dora-maar-part-3/
- https://thejewelryloupe.com/picassos-dora-maar-portrait-ring-goes-on-the-block/