Ювелирное дело

Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 2

Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 1

Большой интерес представляют примитивные резные амулеты. Во время отпуска с Маар вдоль французского Средиземноморья Пикассо собирал на пляже камни и черепки глиняной посуды и вырезал на них изображения своим карманным ножом. Эти гравюры были более известны среди его друзей, чем миниатюрные портреты в рамах.

Подвесной амулет Tête de Faune из гравированного мягкого камня и терракотовый амулет Femme Qui Pleure, сделанные Пабло Пикассо для Доры Маар, около 1937 года

«Еще со времен Буажелу, когда новое вдохновение привело к созданию богатой коллекции, он довольствовался созданием маленьких скульптур, часто вдохновленных удачными находками костей или гальки, на которых он вырезал классические профили, головы рогатых богов или монстров», – писал Ролан Пенроуз в книге 1956 года Portrait de Picasso. Замок Буажелу – купленное Пикассо в 1932 году загородное имение в 40 милях от Парижа, обширные территории и открытые пространства которого позволили ему серьезно заняться скульптурой.

«Я создаю эти вещи на пляже, – сказал Пикассо Пенроузу. – Камешки такие красивые, что мне хочется собрать все. А море так красиво лепит их, придает им такие чистые и гармоничные формы, что нам нужно лишь немного усилий, чтобы превратить их в произведения искусства. Некоторые из них предполагают голову женщины или фавна». И, конечно же, Пикассо считал себя настоящим авторитетом в этой области искусства. Однажды два мальчика принесли ему камешек: «Они утверждали, что это голова собаки, пока я не показал им, что на самом деле это пишущая машинка».

Некоторые амулеты Пикассо на самом деле из пляжной гальки, но в тайнике Маар большинство предметов были из терракоты. В некоторых сделаны отверстия, чтобы она могла носить их на шее. На нескольких амулетах были выгравированы ее портреты или голова сатира. При оценке от 1000 до 8300 долларов они продавались в среднем в восемь раз дороже. Портрет Маар на костяном амулете был продан за 53 000 долларов (при начальной цене в 6600 долларов), а выгравированный на терракоте олененок, оцененный в 4140 долларов, принес 34 770 долларов.

Дора Маар с сигаретой.
Фото Роги Андре, 1947 год

Глория Либерман, директор по ювелирным изделиям в Skinners в Бостоне, продала множество украшений, которые Пикассо разработал вместе с Франсуа Гюго в 50-х и 60-х годах. «Я не считаю Пикассо ювелирным мастером, – сказала она. – Основная часть их совместной работы с Гюго – это небольшие элементы его более крупных работ, выполненные как украшения профессиональным ювелиром. Украшения, сделанные для Маар, индивидуальны. Думаю, они заинтересуют коллекционера произведений искусства, который ищет что-то личное».

Прогнозы Либерман оправдались. Покупателями, как правило, были коллекционеры произведений искусства, которые «последовали за современным искусством в область ювелирных украшений».

Как заметил тогда ювелирный эксперт Филипп Серре, оценивавший украшения на аукционе: «Большинство из них не особенно интересовались ювелирным рынком, но покупали украшения, потому что это были работы Пикассо».

Большая часть этих украшений датируется 1936–1939-м, первыми тремя годами романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об украшениях, которое смогли найти парижские эксперты, содержится в биографии Пикассо и Доры, написанной Джеймсом Лордом, американцем, который жил в Париже после Второй мировой войны и подружился с обоими.

По словам Лорда, первое украшение, которое Пикассо сделал для Маар, было компенсацией за потерянное кольцо из золота с агатом и рубином-кабошоном, на которое она уговорила его обменять акварель. Во время прогулки по Пон-Нёф пара поссорилась. «Он упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение искусства в обмен на безделушку, – пишет Лорд. – Тогда Дора сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставив замолчать своего любовника. Позже она сожалела, что была такой импульсивной. Спустя несколько месяцев русло реки в этом месте углубилось. Дора несколько дней бродила там в надежде вернуть свое кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И по вине Пикассо… Так что Дора требовала его создать для нее кольцо по собственному дизайну».

Похоже, Лорд не знал о многих других украшениях, которые Пикассо сделал для Маар. Однажды она показала Лорду серебряную зажигалку, на которой был выгравирован ее портрет – один из двух профилей, типичных для Пикассо в конце 30-х годов. Дора назвала ее «одной из своих самых дорогих вещей». Когда Лорд заметил, что это красиво, она сказала: «Это не единственная ценность».

Дора Маар с зелеными ногтями,
холст, масло. Пабло Пикассо, 1936 год

«Пикассо никогда не был великим дарителем подарков, – пишет Лорд. – Картины и рисунки – да, но это были вещи, хотя и драгоценные, созданные им самим».

Пабло и Дора сидят под одной из его картин, 1940-е

«Я никогда не просила его ни о чем, – заявила Маар. – И я ценю зажигалку, потому что она стоила ему как минимум посещения Вандомской площади». Судя по всему, готовые изделия для своих подарков Пикассо покупал именно там.

Лорд описывает книжный шкаф из красного дерева со стеклянными дверцами, который Маар назвала своим «частным музеем». В нем хранились предметы, сделанные Пикассо, в том числе бронзовая рука и бюст Доры, спичечные коробки с рисунками на них, несколько больших книг, иллюстрированных Пикассо, и «пикассовский зверинец животных и птиц из дерева, бумаги, гипса и металла». Несомненно, среди выставленных на аукцион в том году объектов были «экспонаты» из этого шкафа.

Амулеты, вырезанные Пикассо из пляжных камней, около 1936–1939 годов

Когда Пикассо ушел от нее к Франсуазе Жило, Маар обезумела и пережила то, что некоторые биографы описывают как нервный срыв. Жило родила Пикассо двоих детей, в том числе Палому, которая сама стала дизайнером украшений. Тем не менее, некоторые драгоценности, найденные в квартире Маар, доказывают, что они с Пикассо продолжали поддерживать контакт еще долгое время после их разрыва. Пара работ была подарена Пикассо на ее день рождения в 1950-х годах.

У Пикассо было много любовниц, но большинства из них уже нет в живых. Если и существуют еще какие-то украшения, то они, вероятно, находятся во владении Жило, которая все еще живет во Франции. В 1964 году она опубликовала книгу My Life with Picasso – рассказ о ее годах с художником. В свою очередь книга вдохновила на создание фильма 1996 года Surviving Picasso. Об украшениях, сделанных для нее художником, в книге не упоминалось.

Дора Маар. Sans Titre, 1934 год (фото: Жак Фожур / Центр Жоржа Помпиду)

Судя по обстановке квартиры Маар и биографии Лорда, Дора представляла собой гораздо больше, чем выброшенная «плачущая женщина» со знаменитых портретов. Она заработала себе репутацию талантливого фотографа среди сюрреалистов. Когда Маар встретила Пикассо, она общалась с такими людьми, как Андре Бретон и Ман Рэй. Пикассо повлиял на нее, и Дора начала рисовать, чем и продолжала заниматься в своей студии до самой смерти. Но именно связь со знаменитым любовником сделала ее известной.

На момент смерти Маар владела многими произведениями Пикассо, но она продала несколько его работ. В 1950-х годах она спрашивала у Лорда: «Как вы думаете, сколько они стоят – картины Пикассо на моих стенах?»

«Полмиллиона долларов, – предположил он. – Может, больше».

«Гораздо больше, – сказала она, решительно жестикулируя мундштуком и рассыпая пепел. – И я скажу вам, почему. Потому что они мои. Может быть, на стенах галереи они стоят всего полмиллиона. На стенах любовницы Пикассо они достойны гораздо большего».

Сейчас с этим никто не спорит. В 1998 году, через несколько месяцев после смерти Маар, пятьсот человек собрались в одной комнате в надежде хотя бы соприкоснуться с этой историей. Искусство, сувениры и удивительные драгоценности принесли 37 миллионов долларов.

Дора и Минотавр. Картина нарисована Пикассо вскоре после их знакомства в 1936 году

Если и были какие-либо сомнения относительно глубины и сложности чувств Пикассо к Маар, то обстановка ее дома во многом их развеяла. «Весь урок этой продажи заключался в том, что образ Доры, измученной и брошенной Пикассо, просто не имеет к ней отношения», – сказала Эми Слоан-Пинель, которая участвовала в продвижении продажи из своего парижского офиса. «Образ Доры и Минотавра – монументальный и невероятно сексуальный», – добавляет она, имея в виду цветной рисунок, где обнаженная Маар поражена мужчиной с головой быка. Пикассо часто изображал так самого себя.

Слоан-Пинель отмечает: «Большим сюрпризом этой коллекции стал уровень близости, привязанности и интеллектуального уважения, которое он, очевидно, испытывал к ней. Таких отношений у Пикассо не было ни с одной из его муз».

Источники информационного материала и иллюстраций:

Ювелирные изделия Пабло Пикассо: тайник Доры Маар. Часть 1

Выйти из мобильной версии