Изделия из личных коллекций дизайнера Жана Фуке и фотографа Джун Ньютон, а также культовое ожерелье Zip от Van Cleef & Arpels.

Всемирная выставка декоративно-прикладного искусства и современной промышленности вошла в историю как событие, которое познакомило мир с ар-деко и модернистским дизайном. Выставка проходила в Париже с апреля по октябрь 1925 года и собрала 15 000 экспонентов. Среди них был молодой парижский дизайнер Жан Фуке (1899 — 1984), чьи украшения отвергали орнаменты прошлого.

Фуке брал пример с кубизма, конструктивизма и футуризма, отдавая предпочтение смелым и геометричным украшениям – таким, как ожерелье, изображенное ниже, которое было продано за 980 000 евро на аукционе Christie’s в Париже в прошлом году.

Исключительное колье в стиле ар-деко от Jean Fouquet, около 1925 года. 18-каратное золото и серебро, аквамарин весом 85,0 — 90,0 карат:

Ювелирные изделия в стиле французского ар-деко

На прошедшей этим летом продаже Joaillerie Paris это необыкновенное ожерелье было представлено в контексте 22 изделий, принадлежащих трем поколениям династии Фуке. На аукционе также были выставлены исключительные украшения в стиле ар-деко, подаренные фотографу Джун Ньютон ее мужем Хельмутом, культовое ожерелье Zip от Van Cleef & Arpels и редкое сотрудничество Рене Лалика и Луи Картье.

По словам Виолен д’Астор, главы ювелирного отдела Christie’s Paris, «эти 295 лотов прослеживают историю ювелирного искусства от модерна до «нового винтажа» 1980-х и 1990-х годов».

Коллекция Жана Фуке

История Fouquet начинается с деда Жана, Альфонса (1828 — 1911), который открыл свой собственный бутик в 1860 году на улице дю Тампль в Париже. Старший Фуке черпал вдохновение в фантастических зверях эпохи Возрождения, а затем перешел к модерну, создавая причудливые украшения, такие как броши, изображенные ниже.

Альфонс Фуке, пара брошей Winged women. 18-каратное желтое золото и серебро:

Его сын Жорж (1862 — 1957) начал работать на своего отца в 1891 году. Он также сотрудничал с чешским художником Альфонсом Мухой (1860 — 1939), у которого заказал эффектный интерьер в стиле модерн для нового бутика Fouquet на улице Руаяль, который открылся в 1901 году и с тех пор был перенесен в Музей Карнавале.

Интерьер бутика Жоржа Фуке на улице Руаяль, 6 в Париже, спроектированный Альфонсом Мухой и ныне реконструированный в Музее Карнавале (© Adagp, Париж, 2022 г.):

Позднее он сменил поэзию модерна на драматизм ар-деко, проложив путь к дизайну своего сына Жана.

Жорж Фуке, кольцо из платины, изумрудов и бриллиантов. Главный изумруд весом около 8,6 карата:

Жан Фуке, кольцо с сапфирами и бриллиантами в стиле ар-деко, около 1940 года. Платина и 18-каратное белое золото. Главной сапфир весом 7,139 карата:

Жан не планировал стать ювелиром: он изучал литературу, дружил с поэтами Полем Элюаром (1895 — 1952) и Луи Арагоном (1897 — 1982) и участвовал в журнале L’Esprit Nouveau, одним из основателей которого был архитектор Ле Корбюзье. Однако в конце концов он присоединился к семейному бизнесу и участвовал в выставках Expo 1925 года, салонах Общества художников-декораторов в 1926 и 1928 годах, а также в более поздних выставках Союза современных художников.

Его любовь к идеям и революционное видение вскоре создали ему репутацию дизайнера. По словам д’Астор, его гений в воплощении современной эпохи в ювелирных украшениях заключался в создании изделий, которые были «не только сильными и мощными, но и красивыми и женственными».

После Второй мировой войны Фуке оставался на передовых позициях. В 1958 году, когда он сделал ожерелье, изображенное на фотографии ниже, он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Жан Фуке (1899 — 1984), колье Turquoise Matrix, 1957 год:

Коллекция Джун Ньютон

Коллекция Джун Ньютон (1923 — 2021), ныне принадлежащая Фонду Хельмута Ньютона, также примечательна своими яркими модернистскими изделиями – на этот раз работы французских дизайнеров-новаторов Рене Буавена (1864 — 1917), Сюзанн Бельперрон (1900 — 1983) и Раймона Темплиера (1891 — 1968).

Модель в одежде Alaïa с браслетами от Boivin и Belperron:

Вдова модного фотографа Хельмута Ньютона (1920 — 2004), Джун была названа «суперсилой» своего мужа: она была моделью и актрисой, когда пара встретилась в Мельбурне в 1947 году, и занялась фотографией только в 1970 году, после того как заменила мужа на съемках в Париже. Приняв псевдоним Элис Спрингс, она позже сосредоточилась на портретной съемке, создавая очень личные черно-белые портреты таких знаменитостей, как Шарлотта Рэмплинг и Катрин Денев.

Джун Ньютон, вдова фотографа Хельмута Ньютона, на открытии новой постоянной выставки Хельмута Ньютона в Музее фотографии 4 июня 2004 года в Берлине (фото Carsten Koall/Getty Images):

По словам д’Астор, ее коллекция ювелирных изделий в стиле ар-деко является исключительной. Она демонстрирует ее страсть к смелому монохромному дизайну и любовь к своему мужу, который купил для нее многие украшения. «Это то, что мне нравится больше всего, – добавляет она. – Здесь показано их общее видение».

Уникальные вещи

Одним из самых примечательных предметов на продаже было редкое ожерелье Zip, созданное в 1964 году Рене Пюиссан, дочерью Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс и креативным директором компании с 1926 по 1942 год. Приглашенная герцогиней Виндзорской создать украшение, вдохновленное молнией, Пюиссан запатентовала дизайн в 1938 году, но только в 1951 году представила первое ожерелье Zip – гениальную конструкцию, которую можно было собрать в браслет. По словам д’Астор, Van Cleef & Arpels сделал не так много подобных ожерелий, поэтому они пользуются большим спросом, а это колье необычайно роскошно.

Ожерелье Zip с рубинами и бриллиантами от Van Cleef & Arpels, 1964 год:

Еще один выдающийся экспонат продажи – брошь из горного хрусталя, иллюстрирующая басню Жана де Лафонтена «Лиса и аист», тонко выгравированная Рене Лаликом (1860 — 1945) и закрепленная на платине в тонкой оправе из бриллиантов и сапфиров Луи Картье (1875 — 1942):

«Она действительно крошечная, – говорит д’Астор. – Лалик использовал процесс, который позволил ему создать оригинальный дизайн в большом масштабе, а затем миниатюризировать его. Но сотрудничество между этими двумя мастерами – редкость. А в этой работе много шарма и поэзии».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте  https://www.christies.com/features/radical-french-art-deco-jewellery-12335-1.aspx?sc_lang=en#fid-12335