Она стала первой женщиной-ювелиром. Ее звали миссис Ньюман.

Начав свою карьеру в 1860-х годах, когда бизнес и производство ювелирных изделий принадлежали исключительно мужчинам, Шарлотта Ньюман создавала востребованные драгоценности и, в конечном итоге, открыла собственный магазин на Сэвил-Роу. Даже на пике своей карьеры, будучи обладательницей медалей за свое ювелирное мастерство и начальницей над мужчинами, она подписывала изделия именем мужа и ставила на них штамп: «Миссис Н.».

В наши дни украшения с этим знаком стали очень популярными предметами коллекционирования, и, вероятно, их известность будет расти.

Подвеска из золота с эмалью и аметистом работы Шарлотты Ньюман, 1884–1890
Подвеска из золота с эмалью и аметистом работы Шарлотты Ньюман, 1884–1890 (Собрание Ньюаркского музея. Фотография Джона А. Файера / Музей Ричарда Э. Дрихауса)

Опытный ювелир, Ньюман умела производить изысканные драгоценности в разных исторических стилях, от византийского до эпохи Возрождения, в соответствии с текущими вкусами. Такой талант в викторианской Англии очень ценился.

Историки ювелирных изделий считают Шарлотту Изабеллу Ньюман (1836–1920) первой важной женщиной-ювелиром в студии. Она начала работать в Лондоне на ювелира Джона Брогдена и  продолжала трудиться все последние четыре десятилетия XIX века.

Ожерелье из аквамарина работы Шарлотты Ньюман
Ожерелье из аквамарина работы Шарлотты Ньюман 1890 года

Ньюман выставлялась вместе с Брогденом в Париже в 1867 и 1878 годах, когда он был награжден орденом Почетного легиона, и даже была удостоена медали как соавтор.

После смерти Брогдена в 1884 году она открыла собственное дело, наняв многих мастеров, которые работали на него. На ее визитной карточке было написано: «Mrs. Newman, Goldsmith and Court Jeweller, 10 Savile Row, London».

«У нее был магазин, и на нее работали мужчины, – говорит Элис Цорн Карлин, со-куратор Maker & Muse. – В то время это было довольно необычно».

Хотя Шарлотта Ньюман работала ради прибыли, создавая популярные в то время проекты, она обладала творческим духом художника. Она редко изготавливала два одинаковых изделия, и это стало отличительной чертой ее украшений.

Для магазина Брогдена Ньюман создавала украшения в стиле Эпохи возрождения, популярные в последние десятилетия XIX века. Вот еще одно произведение Ньюман 1890 года – кулон из золота с эмалью, жемчугом, рубинами, изумрудами и бриллиантами. Это украшение сейчас находится в постоянной коллекции Музея Виктории и Альберта.

Кулон из золота с эмалью, жемчугом, рубинами, изумрудами и бриллиантами работы Шарлотты Ньюман
Кулон из золота с эмалью, жемчугом, рубинами, изумрудами и бриллиантами работы Шарлотты Ньюман 1890 года

Миссис Ньюман изучала свое ремесло в Государственной художественной школе в Южном Кенсингтоне, прежде чем стала ассистентом Брогдена, унаследовавшего семейный бизнес, основанный в 1796 году. Неясно, когда именно она начала на него работать. Некоторые полагают, что это было до появления ее собственной марки. Когда в 2007 году этот аметистовый браслет 1870-х годов с маркой Брогдена был выставлен на продажу на лондонском аукционе Sotheby’s, в описании каталога говорилось, что к нему, возможно, приложила руку миссис Ньюман.

Аметистовый браслет 1870-х годов с маркой Брогдена
Аметистовый браслет 1870-х годов с маркой Брогдена, возможно, созданный при участии Шарлотты Ньюман

«К 1867 году Джон Брогден стал ведущим британским ювелиром-антикваром, – говорится в описании каталога Sotheby’s. – С 1860-х годов ему помогала Шарлотта Ньюман, выдающийся ювелир, обученный искусству грануляции, чье тонкое мастерство можно проиллюстрировать представленным здесь браслетом».

Возможно, в те ранние годы Брогден делал наброски дизайна и передавал производство своему талантливому молодому помощнику. И Ньюман, и Брогден были чрезвычайно плодовитыми. В Музее Виктории и Альберта есть альбом с 1593 эскизами ювелирных изделий и работ ювелиров, выпущенных в период с 1848 по 1884 год. Подпись Ньюман стоит под 74 наименованиями, среди них:

Дизайн золотого браслета с шестью шестиугольными пластинами
Дизайн для золотого браслета с медальоном с бирюзой
Дизайн колье-кулона из золота с жемчугом, рубинами и квадратным изумрудом в бриллиантовой звезде

В примечаниях к эскизу византийских драгоценностей с подписью Ньюман куратор Музея Виктории и Альберта написал: «Такие конструкции демонстрируют находчивость, которая сделала Ньюман незаменимой для Брогдена. Она стала самой популярной женщиной, первой женщиной – художником-ювелиром в викторианском Лондоне».

Часто подписываясь как «Mrs. Philip Newman», Шарлотта Ньюман была известна в свое время просто как «Mrs. Newman». Это может показаться антифеминистским по сегодняшним меркам, но «миссис» в ее подписи говорит: «Пусть люди сразу узнают, что украшение было разработано женщиной».

В этом свете ее знак можно рассматривать не только как способ заявить о своем дизайне для потомков в то время, когда торговля ювелирными изделиями была исключительно мужским занятием, но и как оспаривание предубеждений, даже при соблюдении социальных традиций.

Браслет с топазом и эмалью 1895 года, подписанный «Mrs N»
Браслет с топазом и эмалью 1895 года, подписанный «Mrs N», продан на аукционе Bonhams в Лондоне в ноябре 2014 года

Она стала первой из известных нам ювелиров, работающих под своим именем. Шарлотта Ньюман проложила путь для других женщин. Фотографии предоставлены Музеем Ричарда Э. Дрихауса, Музеем Виктории и Альберта, Sotheby’s, Christie’s и Bonhams.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://thejewelryloupe.com/women-who-paved-the-way-the-divine-mrs-n-charlotte-newman/