Кажется естественным, что сегодня так много женщин разрабатывают украшения. В конце концов, их и носят в первую очередь женщины. Это объясняет, почему женщины-дизайнеры часто проявляют уникальную чувствительность к форме и функциональности ювелирного изделия. Трудно представить, что пятьдесят лет назад в ювелирном деле доминировали мужчины, а столетие назад одаренная женщина-дизайнер считала, что ей вообще повезло иметь возможность творить. При этом обычно за кулисами, в бизнесе, которым управляют мужчины.

Серьги от René Boivin
Серьги от René Boivin

Жанна Пуаре Буавен работала за кулисами, но вела бизнес сама. Имя ее мужа появлялось почти на каждом крупном ювелирном аукционе, но почти все украшения создавались после его смерти. Более того, Жанна Буавен решила нанять женщин-дизайнеров и в процессе разработала сильный, но женственный фирменный стиль под именем Boivin.

Жанна Пуаре Буавен (1871–1959) жила в тени двух известных парижских дизайнеров: своего брата кутюрье Поля Пуаре и своего мужа Рене Буавена. Женщина незаурядная, она стала успешной бизнес-леди, самостоятельно управляя компанией на протяжении четырех десятилетий. Однако в большинстве ювелирных книг о ней можно встретить лишь отрывочные упоминания.

Колье Cornucopia из 18-каратного золота с сапфирами, бриллиантами и изумрудами
Колье Cornucopia из 18-каратного золота с сапфирами, бриллиантами и изумрудами. Около 1938 года. Колье создано по дизайну Сюзанн Бельперрон. Она покинула компанию за несколько лет до того, как было произведено это украшение, но, очевидно, спроектировала его, когда еще работала у Буавен

Опытный ювелир Рене Буавен основал компанию в 1891 году, но его брак с Жанной Пуаре два года спустя стал решающим для его бизнеса. Она была не только бизнес-леди, но и имела связи в мире моды через своего брата Поля Пуаре, самого известного кутюрье в Париже того времени. Вы можете увидеть его влияние на ювелирные изделия, производимые компанией Жанны: его любовь к экзотическим темам, цветам и материалам, а также страсть к Востоку и Ближнему Востоку.

«На мой взгляд, дом René Boivin – это немного неправильное название, – говорит ювелирный эксперт Дайанн Льюис Батиста. – Рене Буавен умер в 1917 году в возрасте 53 лет, на пике своей карьеры. Именно его жене следует приписать большую часть невероятной славы фирмы. Когда он умер, ей было за сорок, и Жанна могла просто закрыть магазин. Буавен приняла смелое решение, ставшее судьбоносным: продолжать бизнес».

Брошь «Морская звезда» из золота, рубинов и аметистов разработана Жюльетт Мутар для René Boivin в 1935 году
Брошь «Морская звезда» из золота, рубинов и аметистов разработана Жюльетт Мутар для René Boivin в 1935 году

Она взяла на себя как производство, так и администрирование, нанимая других для исполнения своих проектов. «Буавен знала, как следует носить драгоценности, и, как и ее брат, имела хорошее чувство стиля, – говорит Батиста. – Ее работы обогнали время, в котором она жила».

Буавен и дизайнеры, которых она пригласила, отдали предпочтение абстрактным узорам с использованием близко расположенных драгоценных камней. Они первыми использовали в ювелирных изделиях горный хрусталь, дерево и халцедон.

Брошь-кулон «Ананас» из золота, аметиста и перидота от René Boivin, 1945 год
Брошь-кулон «Ананас» из золота, аметиста и перидота от René Boivin, 1945 год

Она помогла нескольким очень талантливым женщинам начать карьеру. По крайней мере одна из них стала легендой дизайна. Сюзанн Бельперрон была нанята продавщицей в 21 год, а затем ее повысили до дизайнера. Она ушла из компании в 1931 году, примерно в то время, когда Буавен наняла дизайнера Жюльетт Мутар, с которой сотрудничала до своего выхода на пенсию.

Этот браслет с маркой René Boivin создан Жюльетт Мутар. Можно заметить сходство в украшениях двух дизайнеров – Мутар и Бельперрон – в этот переходный период. Дизайн Мутар, правда, был геометрическим и более симметричным.

Дочь Буавен – Жермен также стала дизайнером в фирме в 1938 году и заняла место Жанны после того, как та вышла на пенсию. В 1976 году она продала компанию Жаку Бернару, другому дизайнеру Буавен (Эспри приобрел фирму в 1991 году). Таким образом, этой ювелирной фирмой, несмотря на ее мужское имя, на протяжении 62 лет руководили женщины-дизайнеры.

Браслет из золота, аквамарина и бриллиантов от René Boivin, 1937 год
Браслет из золота, аквамарина и бриллиантов от René Boivin, 1937 год

Некоторые утверждают, что работа под именем мужа позволила Жанне Буавен добиться успеха в сфере, в которой доминировали мужчины. В своей книге о Буавен Франсуа Ки пишет:

«Мадам Буавен всегда стремилась увековечить память о своем муже и профессионально использовать его имя. Это служило для нее лишь своего рода защитой, позволяя ей занимать привилегированное положение в ювелирной торговле».

Источник информационного материала и иллюстраций https://thejewelryloupe.com/women-who-paved-the-way-jeanne-poiret-boivin-2/