Сочетание платины и бриллиантов создало ювелирные стили, характерные для той эпохи.

С начала ХХ века по 1930-е годы в ювелирном деле произошли кардинальные изменения. Движения модерн и ар-деко сместили стили в сторону ювелирных изделий с более утонченной чувствительностью. Между ними находилась Эдвардианская эпоха, получившая свое название от времени правления Эдуарда VII, короля Англии, и охватывающая период с 1901 года до Первой мировой войны.

Мода этой эпохи демонстрировала новую легкость с нежными тканями, подчеркнутыми сложными деталями, такими как ручная вышивка, перья и кружева в белоснежной гамме, это всё повторялось и в ювелирных изделиях. Бриллианты стали излюбленным драгоценным камнем: в виде брошей, подвесок, браслетов и колец. Ювелирам помог технологический прорыв, позволивший использовать платину, высокая температура плавления которой ограничивала ее применение в ювелирном деле. Изобретение оксиацетиленовой горелки в 1903 году изменило ситуацию.

Мало того, что платина была белым металлом, она была достаточно прочной и пластичной, чтобы из нее можно было вытягивать тонкие проволоки для создания замысловатых украшений с кружевными узорами. Более того, ее прочность позволяла использовать меньше металла, благодаря чему оправа как бы исчезала, выделяя камни. В сочетании с бриллиантами и жемчугом это создавало очень модный образ «белое на белом», который отличал тот период.

«Платина стала предпочтительным выбором для бриллиантовых украшений той эпохи. Фактически, – говорит Кэрол Элкинс, старший вице-президент ювелирного отдела Sotheby’s, – эксклюзивное использование платины обозначает основное различие между украшениями конца XIX века и украшениями, созданными в первые два десятилетия XX века».

Антикварное колье из платины с бриллиантами (изображение: Christie’s):

Знакомство с ювелирными изделиями Эдвардианской эпохи

Новый взгляд

Понимание свойств платины в сочетании с развитием инструментов для изготовления украшений позволило ювелирам по-новому работать с драгоценным металлом, отмечает Дафна Лингон, глава ювелирного отдела Christie’s America, «освобождая дизайн от более традиционных форм». Эдвардианские украшения были в значительной степени самостоятельным стилем, продолжает Лингон, но они имели сходства и отличия от ар-нуво и ар-деко, двух других движений начала двадцатого века.

«Благодаря использованию платины, в них появилась легкость и женственность, которой не было в предыдущих направлениях, – добавляет Лингон. – В то время как модерн был в значительной степени связан с женским образом или природой как источником вдохновения, а ар-деко был основан на геометрическом дизайне и экзотических влияниях, Эдвардианские драгоценности были в целом более стилизованными и абстрактными. Присутствовала строгость цвета из-за преимущественного использования платины, бриллиантов и природного жемчуга, что придавало украшениям безупречный вид».

Бриллиантовая брошь от Cartier, 1911 год (изображение: Sotheby’s):

Мотивы и дизайн

Хоть Эдвардианский период назван в честь британского короля, отличительные ювелирные стили этой эпохи были навеяны французскими мотивами, говорит Элкинс. Наиболее заметными были изделия, созданные Луи Картье, который, как она отмечает, стремился использовать платину, что помогло установить стандарты дизайна для ювелирных изделий этого периода.

«Дизайнеры Cartier изучали оригинальные французские книги образцов XVIII века, наблюдали и зарисовывали детали архитектурных элементов на зданиях, украшавших улицы Парижа. Среди этих элементов были узелки, кисточки, гирлянды, лавровые венки и кружевные мотивы. Воздушная платиновая оправа позволяла отражать больше света от бриллиантов, делая их более яркими. Внешний эффект подвесок, диадем, корсажей и ошейников привлекал богатых и консервативных клиентов Cartier, которые предпочитали классику и доверяли ей в противовес вызывающему модернизму стиля, получившего название ар-нуво».

Хоть эта эпоха известна своей преимущественно белой палитрой, это не означает полного отсутствия цвета в дизайне, говорит Лингон, «но часто он использовался экономно, например… маленькие, яркого цвета демантоиды. Однако предпочтение отдавалось кашмирским сапфирам, бирманским рубинам и колумбийским изумрудам».

Некоторые ювелиры, отмечает Элкинс, «отдавали предпочтение мягким бледно-голубым сапфирам, недавно добытым в Монтане». Мексиканские огненные опалы, австралийские черные опалы и русские демантоиды также можно увидеть в образцах этого периода.

Бриллиантовая брошь от Cartier, около 1910 года (изображение: Sotheby’s):

Фотография вверху статьи: Александра (1844-1925), супруга Эдуарда VII, принцесса Уэльская. Фотография опубликована в Лондоне ок. 1890 года (изображение: World History Archive/Alamy Stock Photo).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/edwardian-jewelry/