Цены на синтетические алмазы начинают стабилизироваться после периода резкого падения.

Экономика лабораторного выращивания

На первый взгляд, цены на выращенные в лаборатории бриллианты резко упали за последние годы. В 2021 году средняя розничная цена полированного синтетического бриллианта составляла всего 30 % от эквивалентной цены природного камня по сравнению с 35 % в 2020 году, согласно последнему ежегодному отчету Bain & Company по алмазному сектору. На оптовом уровне цены снизились до 14 % от стоимости природных аналогов по сравнению с 20 % в 2020 году, по оценкам консалтинговой компании.

Ювелир Зулу Геврия подтверждает, что сегодняшние цены ниже, чем два года назад. Соучредитель нью-йоркского бренда Smiling Rocks, который специализируется на украшениях с синтетическими бриллиантами, говорит, что он покупает выращенные в лаборатории бриллианты со скидкой от 85 % до 90 % по сравнению с прайс-листом Rapaport для природных бриллиантов.

Но в то время как стоимость некоторых категорий лабораторных бриллиантов резко упала, другие категории более стабильны или даже растут. В тех категориях, где наблюдалась тенденция к снижению, падение выравнивается, а цены, которые платят потребители, в общем и целом, держатся.

«Лабораторная алмазная промышленность развивается в своем собственном темпе, – говорит Геврия. – Я думаю, что [по мере того, как] отрасль становится более зрелой, цены [стабилизируются] во всех секторах, от мелких до крупных размеров».

В целом, рынок делится на высококачественные и низкокачественные товары. И эти два разных рынка имеют совершенно разные структуры продаж, которые влияют на ценообразование.

Высококачественные изделия

Высококачественные товары поступают от более технологически развитых производителей по всему миру. Цены в этом секторе относительно стабильны, поскольку производство не росло такими темпами, как многие ожидали, говорит Марти Гурвиц, генеральный директор консалтинговой компании MVI Marketing и член совета директоров WD Lab Grown Diamonds.

Пандемия Covid-19 отчасти ответственна за отставание, поскольку она вызвала нехватку необходимых компонентов для выращивания сырья, объясняет Гурвиц. Но главным фактором стала нехватка ученых, обладающих достаточными знаниями и опытом в этой области, говорит он. «На самом деле очень трудно выращивать эти вещи последовательно. Это не гонка за капиталом; это гонка за тем, кто сможет удержать в своей команде опытных ученых».

В игру вступают и силы розничной торговли. Сети магазинов стремятся к постоянным поставкам, чтобы удовлетворить потребительский спрос, а производители ювелирных изделий хотят предложить своим розничным клиентам контракты на повторные поставки. Чтобы добиться этого, оба типа предприятий подписывают долгосрочные сделки с более компетентными производителями бриллиантов и платят надбавки, чтобы заполучить лучший товар, говорит Гурвиц. Это, в свою очередь, влияет на рост цен.

При нынешних темпах роста, говорит Гурвиц, сектор синтетики «не сможет удовлетворить потребительский и розничный спрос на продукцию… в масштабируемых количествах» к концу 2022 года, особенно на крупные и высококачественные изделия.

Как низко могут опуститься цены?

Тем временем на спотовом рынке Индии – где продажи осуществляются по требованию, а не по повторяющимся контрактам – поставщики выгружают большие объемы запасов кристаллов, полученных путем химического осаждения из паровой фазы (CVD), низшего класса со скидками до 97 % от прайс-листа Rapaport, говорят трейдеры.

Индийскому рынку нужен денежный поток, объясняет Гурвиц. Многие производители CVD хотят удовлетворить инвесторов, которые влили деньги в этот сегмент. Однако игроки midstream, которые покупают эти товары – многие из них традиционные индийские дилеры с десятилетиями опыта работы с природными алмазами – предлагают «агрессивно» низкие цены, чтобы сохранить доходы.

«Эти оптовики ежедневно рассылают списки этого товара по всему миру по ценам со значительной скидкой, – говорит Гурвиц. – Они пытаются генерировать денежный поток как для себя, так и для производителей. Рано или поздно инвесторы этих производителей будут разочарованы такими ценами».

Но цены снижаются по мере того, как производители приближаются к уровню себестоимости; если они будут снижать цены и дальше, они будут продавать в убыток, говорит один из производителей CVD на условиях анонимности. «Тенденция в основном заключается в снижении с… 2016 года. Но мы заметили, что уровень снижения начинает стабилизироваться».

Мания melee

Конечно, сравнение цен на алмазы, выращенные в лаборатории, с ценами Rapaport – а значит, и с рынком природных камней – может ввести в заблуждение. Факторы, влияющие на спрос и предложение, различны для каждой категории. Добытые алмазы становятся более редкими по мере увеличения размера карата, а в секторе синтетики есть свои особенности, которые приводят к менее линейной картине.

Например, за последние четыре месяца цены на созданные в лаборатории melee взлетели до небес, потому что розничным торговцам нужно много мелких камней для сопровождения центральных камней. Люди, покупающие синтетику, часто вообще не хотят видеть в своих украшениях природные камни, объясняет Бен Хакман, консультант по лабораторному выращиванию нью-йоркской компании Diamond DNA Solutions. Это не обязательно плохо для традиционной индустрии, поскольку раньше эти люди не были крупными покупателями ювелирных изделий, подчеркивает он.

«Появился новый потребитель, и когда они покупают выращенные в лаборатории изделия, они хотят, чтобы все было выращено в лаборатории».

Наряду с этой тенденцией спроса существует нехватка подходящего сырья. Большая часть синтетического сырья производится при высоком давлении и высокой температуре (HPHT), поскольку особенности процесса CVD затрудняют создание мелких камней в промышленных масштабах.

Оценки стоимости

В категории «1 карат» наблюдается противоположная тенденция. Ее стало легче выращивать, что делает предложение более доступным. В то же время спрос на них стагнирует, потому что потребители понимают, что могут получить еще более крупный камень за гораздо меньшую цену, чем эквивалентный природный, объясняет Леон Перес, генеральный директор компании Green Rocks, занимающейся CVD-обработкой во Флориде.

«Если [потребители] идут в направлении лабораторного выращивания, они хотят чувствовать, что получили большую ценность, а это сегодня означает получение более крупного бриллианта, о котором они всегда мечтали», – отмечает он. В результате цены на 1-каратные бриллианты падают быстрее, чем на 2-каратные.

Имеют значение и другие факторы. Камни с прозрачным и устойчивым происхождением ценятся выше, отмечает Гурвиц из MVI. Также как и камни без признаков обработки цвета – категория, которую некоторые торговцы называют «as-grown». По его словам, их трудно производить на постоянной основе.

Связанный с этим вопрос – дополнительная цена на товары с заключением Геммологического института Америки (GIA), отчасти потому, что лаборатория предоставляет информацию о том, проводилась ли обработка после выращивания, отмечает Перес.

Кто выигрывает?

Даже с падающими ценами потребители не получают скидок. Розничные торговцы продолжают продавать по прежним ценам, что позволяет им увеличить маржу прибыли, говорит Гурвиц.

По словам Геврии из Smiling Rocks, маржа розничной торговли выращенными в лаборатории продуктами составляет около 70 %, в то время как для природных товаров она составляет от 35 % до 50 %.

Конечно, не все розничные продавцы равны в этом отношении. Крупные компании устанавливают более высокие цены, а независимые, как правило, продают свои товары дешевле и получают более скромную прибыль, сообщает Гурвиц.

«Крупные игроки, такие как Signet [Jewelers] и интернет-магазины, продают, и продают дорого, – соглашается Хакман. – Их ценообразование не изменилось. Что изменилось, так это маржа прибыли. Она просто растет, растет и растет, потому что они могут получить товар дешевле».

Изображение: Кольцо с выращенным в лаборатории бриллиантом (WD Lab Grown Diamonds).

Статья из журнала Rapaport Magazine — июнь 2022 года.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.diamonds.net/Magazine/Article.aspx?ArticleID=68735&RDRIssueID=226