Ханна Мэри Ротшильд и ее фальшивые украшения, купленные в интернете
Ханна Мэри Ротшильд

Ханна Мэри Ротшильд – британская писательница, бизнесвумен, филантроп и режиссер-документалист. Она также входит в советы директоров различных организаций. В августе 2015 года она стала первой женщиной, возглавившей попечительский совет Национальной галереи в Лондоне. После одиннадцати лет работы в качестве попечителя и более четырех лет – в качестве председателя она ушла в отставку, чтобы уделять больше времени делам своей семье и писательству. В июле 2020 года на посту ее сменил Тони, лорд Холл из Биркенхеда.

Ханна Мэри Ротшильд родилась 22 мая 1962 года. Она старший ребенок Джейкоба Ротшильда, 4-го барона Ротшильда, и его жены Серены Данн Ротшильд. Через своего отца она является членом «банковской империи Ротшильдов». Она училась в школе Святого Павла для девочек, в колледже Мальборо и изучала современную историю в колледже Святой Хильды в Оксфорде.

Карьеру Ротшильд начала как исследователь в отделе музыки и искусств Би-би-си в середине 1980-х годов, а через некоторое время уже занималась режиссурой фильмов для Saturday Review, Arena и Omnibus, а также разработкой и созданием сюжетов для сериалов The Great Picture Chase и Relative Values. Позже она основала независимую кинокомпанию с Джейком Ауэрбахом (Rothschild Auerbach Ltd.), которая создавала документальные фильмы для Би-би-си и других заказчиков, включая биографические очерки о Фрэнке Ауэрбахе, Уолтере Сикерте, Р. Б. Китае. В 1997 году Ротшильд присоединилась к London Films Ltd в качестве главы драматического отдела и создала телесериал «Багряный первоцвет» с Ричардом Э. Грантом в главной роли. Ротшильд вернулась к кинематографу и сняла три фильма для проекта Би-би-си «Сторивилл» и канала HBO. В 2008 году, после радиопрограммы на ту же тему, Ротшильд спродюсировала и поставила фильм «Баронесса джаза» (2008), снятый в поддержку нью-йоркского джаза и рассказывающий невероятную историю жизни ее двоюродной бабушки Панноники де Кёнигсвартер. За этим последовал Hi Society (2009), документальный фильм о Ники Хэслеме, дизайнере интерьеров и любимце общества. В преддверии всеобщих выборов 2010 года был снят фильм «Мандельсон: настоящий премьер?» о бывшем министре Великобритании Питере Мандельсоне.

View this post on Instagram

Great honour to present #PaulaRego with Lifetime Achievement Award @bazaaruk #WomenOfTheYear with so many fantastic people including @cate_blanchettofficial @alexachung @emtithal_mahmoud @helenabonhamcarter_offical and keeping his end up _#dominicwest. Huge congratulations to @justinepicardie

A post shared by Hannah Rothschild (@hannah.rothschild) on

Ротшильд стала попечителем Национальной галереи в 2009 году после подачи заявки на объявление в The Guardian. В 2013 году она стала доверенным лицом по связям с галереей Тейт, а в августе 2015 года – первой женщиной, возглавившей совет Национальной галереи. В 2017 году ее срок был продлен на четыре года, однако в июне 2019 года она уволилась с этой должности, сославшись на желание посвятить больше времени писательству, обширной деятельности своей семьи и филантропическим заботам.

В 1994 году она вышла замуж за американского кинорежиссера лорда Уильяма Брукфилда и родила трех дочерей, но они развелись.

View this post on Instagram

Do Authors published by @bloomsburypublishing and @aaknopf always share the same taste in trousers? #collective-fashion- subconscious? #HouseOfTrelawney #YearOfTheMonkey #randomEncounterswithHeroes

A post shared by Hannah Rothschild (@hannah.rothschild) on

Ротшильд рассказывает о своих украшениях:

Моя мать, поклонница минималистского, элегантного стиля, не любила «вставные» украшения, которые считала «фальшивыми» и «вульгарными» – два самых язвительных ее замечания. Ее вкус ограничивался одним-единственным рядом безупречных жемчужин или бриллиантов. Я максималистка, иду по отцовской линии семьи и предпочитаю то, что известно как Le Goût Rothschild, гибрид любви габсбургских принцев к Wunderkammern и пастельным тонам французского рококо. Нигде это не проявляется так ярко, как во вкусе моих предков к драгоценностям. Ротшильды в XIX веке коллекционировали ожерелья с изумрудами размером с маленькое печенье и богато украшенные ренессансные «варева»: морские чудовища с жемчужными телами, инкрустированными драгоценными камнями, или сапфировоглазые русалки с пучками волос, сделанными из крошечных жемчужин и бриллиантов. Эти бесценные уникальные экспонаты теперь выставлены на всеобщее обозрение в Британском музее и поместье Уоддесдон.

25 лет назад на блошином рынке в Париже я заметила  ожерелье в стиле Ротшильдов, цена которого была в пределах моего бюджета. Оно было сделано из ярких переплетенных стеклянных листьев, связанных между собой решеткой из золотых нитей, и усыпано блестящими полупрозрачными бусинами. В тот вечер я украсила им скучное черное платье. Мне так понравилось ожерелье, что, не будь оно таким неуклюжим, я бы надела его и в постель. Так началась долгая одержимость результатами сотрудничества Maison Gripoix с домом Chanel.

Pâte de verre, или «стеклянная паста», была изобретена римлянами, но усовершенствована молодым парижским стеклодувом Августиной Грипуа в 1860-х годах. Старинный процесс включал выпечку цветного стекла в печи, что позволяло конструкциям естественным образом охлаждаться в своих керамических формах. Это облегчало работу и придавало стеклу чистоту цвета и прозрачность. Первым известным клиентом Августины была актриса Сара Бернар, и новость об этой сказочной бижутерии быстро распространилась со сцены в салоны. Светские дамы стекались в Maison Gripoix, чтобы сделать копии своих оригиналов или купить украшения для шляп или мехов.

Одна из первых коллабораций дома была с дизайнером Полем Пуаре в 1910 году. Августина Грипуа создавала замысловатые украшения для первых дягилевских Русских сезонов, дебютировавших в Париже. Это был огромный успех, но потребовалось, чтобы легендарная Коко Шанель увидела весь потенциал компании. Августина передала бизнес и коммерческие секреты своей дочери Сюзанне, изменившей судьбу компании. Уже известная смешиванием настоящего и поддельного жемчуга, Коко подарила Сюзанне оригинальные византийские украшения для копирования. «Пусть все думают, что эти драгоценности не новые, а найдены где-то на раскопках возле улицы Камбон», – якобы сказала она. В последующие десятилетия, и даже после смерти Коко, дома Chanel и Gripoix создавали необыкновенные ожерелья, браслеты, броши, мальтийские кресты, фантастических зверей и серьги, инкрустированные жемчугом, эмалью и бриллиантами из стекла.

В первые годы я прочесывала магазины безделушек и блошиные рынки. Тогда эти предметы были недорогими, но их было трудно найти. В первое десятилетие я заметила и купила только пять украшений. Тогда, как и сейчас, в моем интересе не было ничего систематического. Настоящие коллекционеры – это особая порода обсессивно-компульсивных людей, которые любят устанавливать связи между объектами и движимы потребностью создать идеальную конструкцию в соответствии со своим видением. А я просто покупаю то, что мне нравится.

Этот бессистемный подход был хорош до тех пор, пока eBay не вошел в моду, а за ним последовали 1stdibs и другие онлайн-сайты. Внезапно я столкнулась с безграничными возможностями приобрести Chanel/Gripoix. Я наконец могла утолить свой голод и как обжора сделала несколько дорогостоящих ошибок. Фотографии часто обманчивы: внешне красивое ожерелье из полированного золота и сверкающих драгоценных камней оказывалось медной, плохо отлитой подделкой. Одна вещь, которую я оплатила, так и не появилась, а ее поставщик и веб-сайт исчезли – забавно. Я путаю сантиметры и дюймы: то, что я принимала за тонкий осколок инкрустированного кристалла, оказывалось размером с кинжал. Одна пара сережек подошла бы слону, другая, несомненно, была сделана для мыши.

В конце концов, я научилась сдержанности и в основном покупаю через нескольких надежных дилеров или обмениваюсь вещами с другими единомышленниками: дамой из Парижа, мужчиной неопределенного возраста из Марокко и странными магазинами во Франции и Нью-Йорке. Мы все связаны общими интересами.

Недавно я решила  застраховать свою коллекцию – сейчас это около 60 предметов – и попросила лондонский аукционный дом оценить ее. Его рекомендации привели меня в ужас, и я была вынуждена перечитывать их несколько раз. Неужели они ничего не упустили? Общая оценка была намного ниже, чем я заплатила за несколько менее дорогих предметов из моей коллекции. Я почувствовала сильное разочарование, за которым последовало раздражение: один из нас – невежда, и у меня было ужасное подозрение, что им могла оказаться я. Потом я рассмеялся над собой, но это уже не имело значения. Коллекционирование Chanel/Gripoix никогда не было связано с финансовой выгодой. И эти украшения не настолько ценны, чтобы оказаться в Британском музее или в поместье Уоддесдон. Для меня это хобби, интерес, азарт погони и прежде всего любовь к блестящим, непрактичным вещам.