Если вспоминать святых, наиболее почитаемых в православном христианстве, одним из первых приходит на ум имя Георгия Победоносца. Как правило, оно ассоциируется с великими победами в битвах с захватчиками, посмевшими посягнуть на русские земли.

Однако если рассматривать образ святого великомученика в мировом контексте, окажется, что святого Георгия почитают во многих странах мира. Более того, его чтят не только в христианстве: например, в исламе он является одной из самых известных некоранических фигур.

«Чудо Георгия о змие». Новгородская икона, конец XIV века
Новгородская икона «Чудо Георгия о змие», конец XIV века

Икона Георгия Победоносца имеется в каждом православном храме. Несмотря на различия в трактовке образа и композиции, практически все изображения великомученика узнаваемы. Мы видим перед собой доблестного воина и борца со злом во всех проявлениях. Это понятно даже без отсылки к высокому религиозному содержанию образа, что и поспособствовало его популяризации.

Житие святого Георгия Победоносца

Сейчас мы вступаем на весьма зыбкую почву домыслов и непроверяемых данных. С вероятной даты рождения Георгия миновало почти восемнадцать веков, так что ручаться за достоверность фактов из его биографии не сможет никто. Некоторые исследователи и вовсе утверждают, что такой исторической персоналии не существовало, а ее образ является собирательным.

Мы знаем о житии святого Георгия Победоносца преимущественно благодаря текстам Симеона Метафраста – византийского писателя и государственного деятеля, тоже впоследствии канонизированного. Латинские жизнеописания – перевод греческих текстов, впоследствии сильно отошедшие от оригиналов.

Итак, по официальным сведениям, Георгий родился в III столетии в Каппадокии (область нынешней Греции). Его отец, Геронтий, был не только сенатором, но и великим воином. Не из бедных была и Полихрония, мать великомученика.

Отец Георгия умер очень рано, и мать с сыном переехали на свою родину, в Лидду (ныне город Лод, что в Израиле). Именно Полихрония привила сыну любовь к истинному Богу и дала отличное по тем временам образование – юноша рос умным, сильным и глубоко верующим человеком.

Еще в юном возрасте Георгий смог обратить на себя благосклонное внимание императора Диоклетиана. В двадцать лет он уже командовал тысячей воинов и пользовался огромным авторитетом как у подчиненных, так и среди других военачальников. Его жизнь омрачилась лишь тем, что умерла любимая мать. Она оставила любимому сыну грандиозное наследство, так что молодой человек ни в чем не нуждался.

Георгию пришлось жить в очень нелегкие времена, когда приверженцы христианства подвергались жесточайшим гонениям. Император Диоклетиан увидел в новой религии угрозу целостности государства, повелел закрыть храмы и сжечь христианские книги. Начались годы великого и жестокого гонения христиан.

Икона XI века. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва
Икона XI века. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Римский император Диоклетиан остался в истории как очень жестокий правитель. Он устранил даже призрачное равенство в сенате и провозгласил себя единоличным правителем империи. А гонения на христиан с его стороны были невероятно жестокими даже для тех нелегких времен.

Георгий был возмущен позицией правителя в отношении к единоверцам. Бывший любимец императора не побоялся во весь голос заявить о собственной религиозной принадлежности, отпустить на волю рабов и раздать все свое имущество бедным.

Диоклетиан повелел Георгию отречься от Иисуса, однако тот был непоколебим. В течение долгих семи дней великомученик подвергался страшным истязаниям: его колесовали, бросали в яму с негашеной известью, переламывали кости рук и ног, заставляли бегать в металлических сапогах, раскаленных докрасна, но Господь каждый раз исцелял его и давал новые силы.

На восьмой день обозленный император приказал казнить великомученика. Георгий с достоинством встретил смерть, с улыбкой положил голову на плаху и остался тверд в своей вере, ведь ночью во сне ему явился сам Иисус в золотом венце и пообещал великомученику Царствие Небесное.

После смерти тело святого мученика было отправлено на его вторую родину, в Лидду. Впоследствии на этом месте был возведен храм Святого Георгия, где по сей день хранится ковчег с его мощами. Части мощей великомученика имеются и в нескольких других христианских храмах и считаются их главнейшими святынями.

В житии упоминается супруга Диоклетиана, Александра. Якобы она обратилась в христианство и прилюдно попросила великомученика простить ее мужа-тирана. В результате она отправилась на плаху вместе с Георгием.

Почитание великомученика

Пример стойкости Святого Георгия был весьма показателен: поклоняться ему стали практически сразу после его мученической смерти. Первые храмы, освященные в его честь, появились еще в IV столетии, на Востоке, а затем культ великомученика распространился и по Западной Европе.

Поклонение святому Георгию постепенно вытеснило культ греческого бога Диониса. Он стал считаться небесным покровителем не только воинов, но и земледельцев и скотоводов. На Западе его часто почитали как покровителя рыцарства.

На Руси сложное имя Георгий трансформировалось в «Юрия» и «Егория». Отсюда пошли русские сказки про Егория Храброго и пресловутый «Юрьев день». А непосредственно поклоняться Святому Георгию в русских землях стали практически сразу после прихода христианства.

Первые храмы в честь великомученика появились на Руси еще в XI столетии (сначала в Киеве, а затем и во Владимире и Новгороде). После Куликовской битвы его изображение стало символом Москвы. Примерно тогда же святого Георгия стали величать Победоносцем.

Георгий Победоносец особо почитается воинами – считается, что он покровительствует борцам за правое дело. Русские офицеры и солдаты молились ему перед всеми битвами: кровавыми сражениями с монголо-татарами и крестоносцами, во время нашествия Наполеона, Первой мировой войны.

Икона «Богоматерь на престоле с архангелами и святыми Феодором и Георгием», VI век нашей эры
Икона «Богоматерь на престоле с архангелами и святыми Феодором и Георгием», VI век нашей эры

Даже в десятилетия безбожия советские воины тайком возносили молитвы святому Георгию Победоносцу. Кстати, в 1994 году, 9 мая, на Поклонной горе был заложен храм-памятник великомученика Георгия Победоносца, посвященный великой победе над фашизмом.

Изображение святого часто присутствует на монетах, печатях и гербах, как древних, так и современных. И даже на гербе Российской Федерации имеется фигура всадника, поражающего змея, невольно ассоциирующаяся со святым воином.

Особенно глубоко почитают Георгия Победоносца в Грузии – он считается святым покровителем этой страны. На ее гербе изображен святой воитель в момент победы над коварным змеем на фоне геральдического щита. А имя Георгий остается неизменно популярным среди грузин в течении долгих столетий: считается, что названные так мальчики вырастают великими воинами.

На флаге Грузии изображен один из самых известных символов христианства – георгиевский крест. Он представляет собой две скрещенные красные полосы на белоснежном фоне. Кстати, присутствует этот символ и на флаге Великобритании, правда, в несколько видоизмененном обличье.

Какие бывают иконы с Георгием Победоносцем, их виды и значение 

Самая старая икона с изображением святого Георгия называется «Богоматерь на престоле с архангелами и свв. Феодором и Георгием» и находится в монастыре св. Екатерины, что на Синае. Она выполнена в технике энкаустической живописи, красками, замешанными на горячем воске и датируется примерно VI веком нашей эры.

Изображенный на ней великомученик не имеет привычных нам воинских атрибутов (меча, копья, доспехов и так далее), которые обычно присутствуют в более поздних изображениях. Святой изображен в виде юноши в белых одеяниях, с крестом в руке. Это типичная греческая икона того времени, выдающийся образец раннехристианского творчества.

Еще одно древнее изображение святого Георгия можно увидеть тоже в Египте, в Северной церкви (Бауит). Эта фреска, несмотря на древность (ориентировочно VI-VII столетие н.э.), изображает великомученика уже с воинскими регалиями: в доспехах, с мечом в руке.

Великомученик Георгий. Около 1130 года
Великомученик Георгий. Около 1130 года

Самое узнаваемое изображение Георгия Победоносца – всадник на белом коне, пронзающий копьем злобного змея. На первых иконах присутствовали только эти образы, но позднее к ним добавились и другие, например, ангел, спасенная царевна, благословляющие руки Господа или фоновое изображение города.

Наиболее известными и почитаемыми каноническими сюжетами с участием св. Георгия являются:

Помимо вышеперечисленных, существует масса других изводов. Например, Георгий Победоносец часто изображается рядом с другими святыми воителями. Иногда можно увидеть его образ в молении, восседающим на троне или с усеченной главой в руке.

Икона «Чудо Георгия о змие» 

Как уже было сказано выше, достоверных сведений о житии св. Георгия крайне мало, а по правде говоря – их нет вообще. Поэтому и информация о главном чуде, сотворенном великим воином, крайне скудна и противоречива. В частности, на Западе змееборчество считают единственным прижизненным чудом святого, но православие склоняется к посмертной версии этого события.

Каноническая версия возникновения образа Георгия-змееборца выглядит примерно так. Когда-то в окрестностях Бейрута поселился страшный змей. Жители окрестностей, тогда еще язычники, вынуждены были приводить ему на съедение самых красивых и здоровых юношей и девушек.

Настал и черед дочери царя. Несчастную царевну привязали к дереву возле берега озера, где обитало чудовище. Но когда змей выполз из воды и начал приближаться к застывшей в ужасе деве, появился Георгий Победоносец на коне и сияющим копьем поразил зловредную гадину. Жители Бейрута, узревшие сие чудо, немедленно уверовали в Иисуса Христа.

Икона «Чудо Георгия о змие». Первая половина XV века
Икона «Чудо Георгия о змие». Первая половина XV века

Сюжет этого эпизода жития сильно варьируется. Например, в нем часто фигурирует не царевна, а некий отрок. Существуют даже изводы, где позади Георгия на коне сидит спасенный юноша.

На самом старинном изображении Георгия-змееборца в России (фреска XII века из Георгиевского собора, Старая Ладога) святой и вовсе не поражает змея, а лишь попирает его конем. А усмиряет чудовище царевна, накинув ему на шею собственный поясок.

Словом, вариаций этой легенды много. Богословы видят в ней глубокий религиозный смысл. Как правило, змей ассоциируется с язычеством, которое не может устоять перед светом истинной веры. Также он символизирует все людские пороки, с которыми можно и нужно бороться.

В чем помогают образы Георгия Победоносца?

Образы святого великомученика Георгия присутствуют во всех православных храмах. Наиболее часто им поклоняются профессиональные военные и солдаты-срочники, отправляющиеся на службу в горячие точки.

Также Георгий победоносец покровительствует людям опасных профессий, экстремалам и спортсменам, но не пренебрегает и искренними просьбами и других молящихся.

Георгий Победоносец помогает в:

Главное при молитве – чистота намерений и искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа.

А вы знаете, что слово «копейка» обязано своим появлением Георгию Победоносцу? На мелких монетках со времен Петра Великого присутствовало изображение копьеносца на коне, поражающего змея. Его прообразом послужил святой Георгий.

Молитва святому мученику Георгию Победоносцу о помощи и защите

«О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением.

Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Существуют и другие молитвы святому Георгию, например, об успехах в работе, победах над врагами и в спорте. Можно просить его о заступничестве и своими словами: искренняя молитва всегда будет услышана.