В XVIII и XIX веках многие состоятельные люди в Китае ценили созданные швейцарскими и британскими мастерами декоративные и оригинальные карманные часы стильной формы как символ статуса и влияния. Однако после коммунистической революции 1949 года западная аффектация и роскошь быстро вышли из моды, и большинство этих замечательных часов исчезло из продажи или было вывезено за границу.
Теперь китайские коллекционеры поставили перед собой задачу вернуть домой то, что осталось от этих культурных ценностей. Изысканные карманные часы были украшены эмалью, витиеватой гравировкой, драгоценными камнями и резко контрастировали с более сдержанными и функциональными часами, обычно создаваемыми для европейских потребителей. Самые востребованные образцы – с музыкой, боем курантов, а также с механизмами, заставляющими двигаться фигурки людей, животных и пейзажи.
Через моря
Западные механические часы впервые появились в Китае в конце правления династии Мин. В конце 16 века миссионер-иезуит по имени Маттео Риччи, который надеялся обратить Китай в христианство, снискал расположение императора Ваньли, подарив ему часы и куранты. С этого начались многовековые имперские увлечения часовым искусством. Китайские правители обладали обширными коллекциями замысловатых часов, а придворные и богатые торговцы следовали их примеру, насколько позволяли им сравнительно скудные средства.
Император Канси, правивший в Китае дольше всех: 61 год (с 1661 по 1722 год), и его внук, император Цяньлун, правивший с 1735 по 1795 год, собрали тысячи великолепных часов. Большинство из них было привезено из Швейцарии, Великобритании и Франции. Некоторые экземпляры создавались в мастерских Запретного города, Сучжоу, Гуанчжоу и других крупных городов Китая.
Часы служили очевидной цели – определять время и облегчать планирование встреч. Но декоративные изделия, предназначенные для китайского рынка, в первую очередь развлекали и демонстрировали мастерство инженерии и науки.
От прошлого к настоящему
В наше время рынок карманных часов уже давно затмевается растущим спросом на редкие и коллекционные роскошные наручные часы. Однако последние 10 лет карманные часы снова в центре внимания, в немалой степени благодаря растущему интересу к ярким моделям китайского рынка, или китайским калибрам, как их еще называют. Одним из первых экспертов, обозначивших эту тенденцию, была Дэрин Шниппер, старший вице-президент Sotheby’s и председатель международного часового подразделения аукционного дома из Нью-Йорка.
По словам Шниппер, появление на рынке китайских покупателей имело большое значение и стало важным фактором роста рынка карманных часов. По ее мнению, интерес вызван желанием вернуть стране объекты культурного значения. «В этом нет сомнений, – отмечает Шниппер. – Хотя эти изделия в основном производились либо в Швейцарии, либо в Англии, они были созданы для китайского рынка. Эти часы определенно являются частью национальной ДНК».
Томас Перацци, глава отдела азиатских часов аукционного дома Phillips в Гонконге, говорит, что с 2005 года спрос на карманные часы на китайском рынке со стороны покупателей из материкового Китая медленно растет от сезона к сезону. Он тоже объясняет это желанием привезти домой важные национальные артефакты. «Некоторые коллекционеры даже думают о создании частных музеев, где они смогут показать свою коллекцию и китайское наследие народу Китая», – говорит он.
Подходящий набор
Будет ли это музей часов? По словам Шниппер, скорее всего, нет. «Западный коллекционер, как правило, тот, кто полностью сосредоточен на коллекционировании часов, – говорит она. – Тогда как китайский покупатель может коллекционировать часы вместе с другими произведениями искусства, такими как тушь, каллиграфия и живопись, керамика, скульптура, резьба и антикварная мебель». Понимание этих дополняющих друг друга дисциплин помогает коллекционеру оценить мастеров, задействованных в создании карманных часов для китайского рынка.
Эксперты считают, что эти часы представляют собой исключительную ценность: они мастерски выполнены и являются исторической редкостью. «Все важные карманные часы, созданные для китайского рынка, – уникальны. К тому же они исключительно высокого качества», – говорит Перацци.
Как отмечает Шниппер: «Наручные часы – современные, и их много. Возьмем, к примеру, Paul Newman Daytona от Rolex. Они не производились миллионами, но и не были редкостью, если сравнить их с карманными часами в форме розы. Эти уникальные карманные часы – миниатюрное произведение искусства. Швейцарские эмальеры писали эти удивительные сцены кистью с одной щетиной. Как они это делали? Шедевры, которые им удалось нарисовать, невозможно воспроизвести».
Медленно, но верно
Карманные часы на китайском рынке, безусловно, гораздо более редкие, чем вышеупомянутый стальной хронограф Rolex, но в отличие от наручных часов практически не дают возможности для быстрой прибыли. Дэрин Шниппер отмечает: «Вы должны понять, что каждый является потенциальным клиентом наручных часов. Но карманные часы интересуют меньшую часть населения». По ее словам, человек, которого они привлекают, – настоящий коллекционер, знающий ценитель.
Чтобы стать коллекционером карманных часов, нужна не такая уж большая сумма. «Коллекционер, возможно, захочет начать с карманных часов Bovet, у которых задняя крышка покрыта полихромной эмалью с изображением цветов. Это очень и очень типично для начального уровня, – говорит Шниппер. – Они не такие уж и дорогие. Их делали двух сортов: из позолоченного серебра и золота. Сегодня первые стоят около 20 000 долларов США, а часы из золота – от 40 000 долларов США».
Цена и привлекательность возрастают в зависимости от сложности дизайна и наличия подвижных элементов, в частности поющих птиц. К другим факторам относятся качество и состояние украшения, наличие у часов исключительного происхождения (например, бывшая собственность императоров Канси или Цяньлун будет стоить очень дорого) и подписи на механизме.
Шниппер предлагает поискать часы Jaquet Droz. «Это большая редкость», – говорит она. Среди других производителей – Piguet and Meylan, Vaucher, Henry Capt, Piguet and Capt, Ilbery, James Cox и Bovet. При этом есть много выдающихся произведений без подписи, ценность которых больше зависит от качества, чем от авторства.
«Качество превыше всего, – утверждает Перацци. – Покупка неповрежденных часов, которые не были восстановлены или в которых не были заменены детали, является большой удачей».
Шниппер также советует избегать часов с реставрацией эмали, но добавляет: «Я думаю, вы должны быть более снисходительны». По ее словам, опытные коллекционеры избегают вещей, у которых есть проблемы. Но позднее они понимают, что на самом деле редко можно найти часы в идеальном состоянии. В конечном итоге определяющим фактором является то, насколько необычна и важна эта вещь.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://ph.asiatatler.com/style/vintage-chinese-market-pocket-watches