Специалист по антиквариату Christie’s Г. Макс Бернхаймер раскрывает значение резных классических гемм – на примере изделий из знаменитой коллекции Г. Санджорджи.

Краткая история резных классических гемм

Что такое инталии и камеи?

Древние резные (гравированные) драгоценные камни, которые исторически украшали перстни, делятся на две категории: инталии, где узоры вырезаны в виде углубления на поверхности драгоценного камня, и камеи, где излишки материала удалены, чтобы оставить рельефное изображение.

«Несмотря на свои небольшие размеры, самые качественные гравированные драгоценные камни по художественному мастерству соперничают с монументальными мраморами, вазами и бронзами», – объясняет глава международного отдела древностей Christie’s Г. Макс Бернхаймер.

Греко-персидское изделие с грифоном из фиолетового халцедона, около 5 века до н.э.:

Какие камни использовались?

Эти изделия высоко ценились и обычно изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, таких как сердолик, агат, яшма, халцедон, горный хрусталь, аметист, гранат и сапфир. «Их материал, размер и цвет отражали богатство и вкус покровителя», – добавляет специалист.

Греческий гранатовый перстень с профильной головой царя Птолемеев, около II века до н.э.:

Драгоценные камни обычно оправлялись в золото, серебро или бронзу, иногда на простых лентах, а иногда с более замысловатыми узорами. Хоть многие из них утратили свои первоначальные оправы, некоторые экземпляры до сих пор можно найти в старинных оправах.

Как их изготавливали?

Самые первые гравированные драгоценные камни гранили вручную с помощью простых железных инструментов, включая остроконечные сверла и отрезные круги, которые использовались в сочетании с мелким абразивным наждачным порошком. Сверло с алмазным наконечником появилось в 5 веке до н.э., но получило распространение лишь спустя столетия.

Римский перстень из сардоникса с изображением Диониса верхом на пантере, около I века н.э.:

Некоторые камни содержат небольшое отверстие, просверленное в центре, что позволяло устанавливать их на поворотную оправу, так что их можно было носить гравированной стороной к пальцу. Затем перстень можно было снять и повернуть камень для демонстрации и использования.

Каково было их назначение?

«Изначально, – говорит Бернхаймер, – гравированные драгоценные камни были портативными печатями, которые использовались для оттиска выбранного владельцем рисунка на воске или глине, чтобы ратифицировать документы и предметы, в те времена, когда еще не существовало подписей. Позже они стали объектами моды, а не функции, и их носили, чтобы обозначить интересы, преданность, верования и убеждения владельца».

Греко-персидская цилиндрическая печать из кальцинированного халцедона с изображением козла, около 5 века до н.э.:

Когда и где они были сделаны?

Традиция началась в древней Месопотамии, около 5 000 лет назад, когда штампы и цилиндрические печати прессовали и раскатывали во влажной глине. Оттуда она постепенно распространилась по Минойской и Микенской Греции, Персии и Египту.

Греко-персидская пирамидальная печать из горного хрусталя с изображением героя и крылатого козла, конец 6 века до н.э.:

Примерно в 16 веке до н.э. минойцы начали изготавливать небольшие прямоугольные гербовые печати. Традиция была утрачена к концу бронзового века, но возродилась в 6 веке до н.э. с небольшими инталиями овальной формы, обычно в виде жука-скарабея с гравировкой на обратной стороне.

В 5 веке до н.э. детали на резных камнях стали более тонкими, а в 3 веке до н.э. завоевания Александра Македонского обеспечили приток новых экзотических камней в эллинистический мир.

Римский сердоликовый перстень с профильным портретом философа Эпикура, около I века до н.э.:

«Римляне продолжили эллинистическую традицию инталий и камеи. Римский писатель Цицерон однажды заметил, что люди носили на кольцах портреты своих любимых философов», – говорит Бернхаймер.

Римляне также начали изготавливать стекло, из которого можно было вырезать камеи, что позволяло получать последовательные и предсказуемые цветовые слои. «Самым известным примером этой традиции является Портлендская ваза в Британском музее, которая впоследствии вдохновила Джозайю Веджвуда на создание монохроматической керамики», – добавляет специалист.

Какие мотивы были выгравированы на них?

Мифологические фигуры, изображения животных и портреты были популярными темами во все периоды производства резных драгоценных камней. Некоторые образцы также имеют надписи, идентифицирующие их владельцев (написанные в обратном порядке, чтобы их было хорошо видно при оттиске).

Греческое изделие из голубого халцедона с изображением цапли, ловящей лягушку,  примерно конец V века до н.э.:

Иногда указывается также имя художника, выгравировавшего гемму. «Резчик Диоскуридес известен из античной литературы как придворный гравер римского императора Августа, его подпись сохранилась на аметистовой инталии, проданной на аукционе Christie’s в 2019 году», – говорит Бернхаймер.

Римская камея из оникса с изображением головы ребенка, около I века н.э.:

Некоторые римские инталии и камеи часто были большего размера и, возможно, носились на шее, а не на пальце. Это позволяло создавать более детальные изображения.

Как они сохранились?

Хоть многие резные драгоценные камни были обнаружены при археологических раскопках, большинство из них – случайные находки. Бернхаймер приводит пример осушения римских терм в Кесарии в Израиле, в результате чего было найдено множество драгоценных камней, некоторые могли соскользнуть с пальцев купальщиков. Древние авторы также описывают большое количество гравированных драгоценных камней, которые приносили в жертву богам в греческих и римских храмах.

Этрусское сердоликовое изделие с двумя атлетами, примерно конец V века до н.э.:

Другие резные драгоценные камни сохранились на поверхности. В Средние века они часто вставлялись в церковные предметы, такие как обложки книг и потиры.

После эпохи Возрождения возобновление интереса к античности вдохновило новое поколение коллекционеров. «В XVII и XVIII веках великие туристы выставляли в своих домах гравированные драгоценные камни в качестве сувениров о своих путешествиях», – говорит специалист.

Четвертый герцог Мальборо, Джордж Спенсер, собрал коллекцию из 780 драгоценных камней в XVIII веке и заказал Джошуа Рейнольдсу картину, на которой он держит свою драгоценную камею римского императора Августа. Его коллекция была продана на аукционе Christie’s в 1899 году, и многие из драгоценных камней сегодня считаются утраченными, они известны только по сохранившимся слепкам и оттискам, хранящимся в музее Эшмола в Оксфорде.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.christies.com/features/ancient-engraved-gems-collecting-guide-12550-3.aspx?sc_lang=en#fid-12550